Нынешний год - юбилейный и для К-3, и для самого "Малахита": первой в СССР атомной подлодке - шестьдесят, а проектному бюро, где она родилась, - семьдесят. Как изменились за прошедшее время технологии проектирования и строительства подобных кораблей? Обстоятельный разговор на эту тему еще впереди. А сейчас - несколько суждений гендиректора "Малахита" на злобу дня.
Над созданием первой АПЛ работало, без преувеличения, полстраны. Надо было догонять вероятного противника, средств на это не жалели. Сегодня у минобороны иной подход, стоимость продукции тщательно контролируется. Как соотносится стоимость АПЛ серии "Ясень" с зарубежными аналогами?
Владимир Дорофеев: Многоцелевая подводная лодка "Ясень" стоит дешевле, чем примерные аналоги, созданные за рубежом. Например, атомные подводные лодки "Вирджиния" или, тем более, Seawolf, построенные в США. Можно и по-другому взглянуть: сравнить наши и их корабли по параметру военно-экономической эффективности. Где, с одной стороны, мы имеем в виду реализованный боевой потенциал, а с другой - то количество денег, которое потрачено на это. Так вот по критерию стоимость-эффективность подводные лодки серии "Ясень" не уступают, а по ряду основных показателей существенно превосходят результат наших коллег-конкурентов, реализовавших проект "Вирджиния".
Если посмотреть глубже, стоит выделить два аспекта. Первый связан с управлением издержками. Это работа проектно-конструкторского бюро, завода-строителя и тех многочисленных предприятий, которые являются разработчиками всего комплектующего оборудования, которое и составляет подводную лодку. С этой точки зрения, Министерство обороны нашей страны приняло очень правильное решение, когда в 2011 году были заключены контракты на строительство серии атомных многоцелевых подводных лодок "Ясень". Это позволило заводу вместе с разработчиками комплектующего оборудования контрактовать закупки сразу на всю серию намеченных к постройке АПЛ. И такой групповой заказ оборудования дал возможность предприятиям нашей кооперации управлять издержками, иметь четкий производственный план на несколько лет вперед.
Работу по снижению издержек, которая ведется в "Малахите", ставят в пример другим организациям ОСК…
Владимир Дорофеев: При этом надо понимать, что вопрос стоимости корабля, это не только вопрос управления издержками. Это еще вопрос стоимости тех требований, которые предъявляются к кораблю (а значит - закладываются в его проект), и в целом вопрос его эффективности.
Это тот самый "второй аспект"?
Владимир Дорофеев: Да. Если к кораблю предъявлены требования по борьбе с надводными кораблями, с подводными лодками, с береговыми целями, и мы тем самым существенно повышаем его эффективность, то обратная сторона - дополнительные затраты на то, чтобы достигнуть этих характеристик.
Поэтому стоимость современного корабля на 90 процентов определяется не теми издержками, которые несут предприятия судостроительной отрасли, а тем уровнем требований, который закладывается заказчиком в новый корабль.
Если минобороны исключит требование по оснащению этого корабля каким-либо типом оружия или по снижению физических полей, то, естественно, он будет дешевле в постройке и эксплуатации. Но кому нужен корабль, не способный решать задачи, которые государство ставит перед нашим Военно-Морским флотом?
Как удается находить "золотое сечение" в непростых отношениях с заказчиком в лице ВМФ и минобороны, судостроителями и поставщиками ключевых систем?
Владимир Дорофеев: Цена - это затраты на достижение заданных боевых и эксплуатационных качеств АПЛ при использовании технологий определённого уровня. То есть существует тесная взаимосвязь цены с качеством АПЛ и используемыми технологиями. Цена тем выше, чем более высокий уровень боевых или эксплуатационных (живучесть, обитаемость, ядерная безопасность и т.п.) качеств требуется от АПЛ. Более совершенные технологии, как правило, тоже ведут к повышению цены.
Но мы ни на минуту не забываем, что деньги, которые государство тратит на поддержание боеготовности и для поддержания количественного состава Военно-Морского флота, - это наши с вами деньги, которые должны расходоваться бережно и с максимальной эффективностью. Поэтому работы по снижению издержек, по снижению общей стоимости кораблей - задача более чем актуальная и для проектных бюро, и для оборонных верфей, и для всех других участников производственной кооперации.
Официально
Как следует из информации на сайте СПМБМ "Малахит", орденом "За морские заслуги" генеральный директор бюро Дорофеев Владимир Юрьевич награжден "за заслуги в разработке и внедрении новейших образцов техники и оборудования для морского флота России".