Смерть Сергея Юрского - не просто утрата. Это одна из самых сильных пробоин в корабле отечественной культуры.
Выдающийся человек театра - актер, режиссер, драматург - он, конечно, и прежде всего, личность высокого интеллекта, воли, духовных дерзаний. Золотой медалист, студент юридического факультета Ленинградского университета, он очень быстро вернулся к делу своего отца и вскоре стал одним из главных актеров золотой труппы БДТ эпохи Георгия Товстоногова. Тузенбах, Илико, Генрих IV… А еще раньше - Чацкий, сыгранный им в 1962 году в легендарном спектакле Товстоногова "Горе от ума". Он бросал горькие слова в зрительный зал, и зал узнавал в нем своих загубленных поэтов, свою интеллигенцию, которую вскоре назовут инакомыслящей.
В 1963 году его Чацкий будет уже ассоциироваться с Бродским, беспрецедентная травля которого завершилась судом, ссылкой и, в конце концов, высылкой из страны. Товстоногов, сразу оценив его способности, направил его в сторону режиссуры. Но постановка Юрским пьесы Аллы Соколовой "Фантазии Фарятьева" (1978) стала последней его работой в БДТ в качестве режиссера и актера. Спектакль, собравший вокруг себя новое поколение зрителей, обещал и новый этап театра. Но великий Товстоногов не позволил этому случиться. Юрский (вместе с женой, Натальей Теняковой) навсегда покинул родной город и связал свою творческую жизнь с Москвой, прежде всего - с Театром им. Моссовета. Это в его режиссуре Фаина Раневская сыграла свою последнюю роль в спектакле "Права хорошо, а счастье - лучше" (1980).
О кинематографе Юрского и вовсе невозможно сказать в коротких словах некролога. Это целый мир, который сделал его поистине национальным достоянием, частью культурного кода страны.
Сергей Юрский навсегда станет голосом отечественной интеллигенции. Минуя запреты и бесстрашно двигаясь по лезвию ножа, Юрский стал читать стихи и прозу со сцены. Его знаменитые чтецкие программы, которые формировали этический и эстетический вкус миллионов советских людей - в стихах Пушкина или Пастернака - были полны не только феноменальной актерской виртуозностью и филологической интуицией, но интеллектуальной и гражданской свободой.
Сергей Юрский сохранил эту страсть к справедливости и свободе мысли до конца своих дней. Он возвышал голос за всех обиженных и осужденных. Выросший в эпоху оттепели, почти дипломированный юрист, интеллигент и христианин, Сергей Юрский снимал фильмы и программы для ТВ, ставил спектакли и играл в них, писал стихи и прозу, выступал в газетах, его голос звучал на радио. Его нравственная и гражданская бескомпромиссность шли рука об руку с деятельным милосердием христианина. За что от современников и потомков ему - вечная память и благодарность.
Евгения Крюкова, Заслуженная артистка России, актриса Театра им. Моссовета:
Уходят последние великие, те, что держат небо. С Сергеем Юрьевичем мне посчастливилось работать еще студенткой, в спектакле "Фома Опискин" по Достоевскому. Он играл феноменально, от души и при этом филигранно, и всякий раз, пока шел этот долгий спектакль, мы учились у него искренности и тонкости. Каждая из его авторских постановок, в том числе и последний выпущенный им спектакль Reception, была творческой лабораторией, в них ставились эксперименты, двигающие театр вперед. И он ведь совсем не устал еще играть, у него были такие планы…
Не знаю, что еще сказать, ком к горлу подступает.
Юрий Стоянов, Народный артист РФ:
По чину ли мне комментировать потерю такого масштаба, но все ж возьму на себя смелость. Я пришел в БДТ имени Горького, когда Сергей Юрьевич там уже не работал, но притом, что актерам редко прощают уход в их бывшем коллективе, имя Юрского в театре оставалось безусловным и не подлежащим обсуждению. И он остался, на мой взгляд, петербуржцем несмотря на то, что половину творческой жизни прожил в Москве.
Редкий был человек! Редкой внутренней интеллигентности - и, конечно, внешней, и профессиональной! Это, конечно, он должен был играть интеллигента Чацкого в легендарном спектакле БДТ, и это был и Чацкий-Гамлет! А потом был интеллигент Бендер! Когда он - первым! - начал читать с эстрады Бродского, не узнать его тембры было невозможно - и это были тембры интеллигента.
Игорь Золотовицкий, Заслуженный артист РФ, ректор Школы-студии МХАТ:
Сергей Юрьевич был великий просветитель XX и XXI веков. Он до конца жизни не уставал, выходя один на один к зрителю, говорить о высших смыслах, о том, что мир бесконечен, говорить языком Пушкина, Самойлова, Бродского, Булгакова, Хармса... Мы ведь еще пацанами специально ездили в Ленинград, прорывались на его чтецкие вечера - как сейчас помню сцену дуэли Онегина и Ленского, читанную им так, словно он присутствовал там и слышал звук выстрела Онегина! Вспоминаю и творческий вечер в Доме актера, когда я имел честь разделить с ним сцену...
Я очень хотел бы, чтоб мои дети и студенты были бы похожи на Юрского. Великого актера, не боюсь произнести это слово.