В канун торжества мы попробуем заглянуть за кулисы этого самого гламурного события планеты. В этом нам поможет человек, который хорошо знает устройство американского шоу-бизнеса, - Дмитрий Самитов, автор книги "В зеркале Бродвея", худрук и генеральный продюсер Международного Центра творческой инициативы, доцент ГИТИСа.
Голливуд в представлении многих - путь к немыслимым богатствам: не случайно звезды на красной дорожке блистают не только красотой, но и бриллиантами.
Дмитрий Самитов: Это красивый миф. Они в своих арендованных туалетах просто рекламируют мировые бренды.
Вообще, жизнь киноартиста совсем не так безоблачна: они там плотно заняты с утра до вечера. Конечно, условия для благополучной жизни у них есть, но размеры гонораров сильно преувеличены - чтобы у обывателя захватывало дух.
Мне эти прославленные голливудские виллы напомнили фильм "Шоу Трумена": ванильное небо и диснеевские домики из картона. Но в домах часто никого нет, и нужны они больше для туристов: не будь этих мифов, зеваки не приезжали бы толпами. В Америке любой исполнитель, от осветителей до звезд, рассматривается как рабочая сила, которая должна сделать продукт.
Церемония "Оскара" - тоже, получается, продукт?
Дмитрий Самитов: Конечно. Звезд тщательно инструктируют, при входе в зал отбирают фотоаппараты…
У Мерил Стрип отбирают фотоаппарат?!!
Дмитрий Самитов: Это касается всех без исключений. Киноакадемия придумывает жесткие правила и строго следит за их исполнением. Я представляю, что было бы с любой из наших знаменитостей, если бы при входе на Московский фестиваль у нее отобрали бы фотоаппарат, а на банкете заставили бы выключить мобильник. Или, как на "Оскаре", взяли бы трехзначные суммы за билеты для себя и для спутницы - за право сидеть на церемонии.
Если звезды уровня Джека Николсона играют там роль массовки, они, по идее, должны за это получить гонорар - почему же они платят?
Дмитрий Самитов: В этом сущность всего американского бизнеса: вы заплатите трехзначную сумму - и вас покажут на весь мир по телевизору. Звездам нужна такая реклама, а устроителям церемонии - деньги.
Кроме того, есть чисто психологический эффект. В России звезды неохотно ходят на такие церемонии, но если заплатят - придут точно. И будут, как на "Оскаре", исправно слушать установочную лекцию, и будут репетировать ликование, где нет места экспромту. Все запланировано, все отрежиссировано до мелочей.
А вы допускаете такую ситуацию: Гленн Клоуз откажется платить?! Мол, она одним своим присутствием делает им праздник, к тому же она в номинантках, почетный гость, почему она должна за это платить! Возмутится - и не придет! Нужен им такой скандал?
Дмитрий Самитов: А он не нужен прежде всего Гленн Клоуз. Она же на службе у кинокомпаний, у нее контракты, она обязана их выполнять. Будет компрометирующий компанию скандал - компания перестанет ее приглашать, вот и все.
Меня давно занимает вопрос: пока на телеэкранах тянется рекламная пауза, вся эта киноэлита там, в зале, просто томится в ожидании?
Дмитрий Самитов: Получившие "Оскара" спускаются вниз к журналистам. А все остальные послушно ждут - это тоже включено в условия контракта.
Мы постоянно наблюдаем, как лучшими фильмами объявляются середнячки уровня "Формы воды" - что там, в стране Чаплина, Форда, Хичкока и Кэмерона, происходит с критериями?
Дмитрий Самитов: Не забудьте, что получение "Оскара" многократно увеличит доходы фирмы-победителя, и ставки здесь очень высоки. Идет большая закулисная работа. Отсюда все парадоксы, которые мы наблюдаем - когда превосходный фильм оказывается на третьих ролях, а в лидеры выходит далеко не лучший.
Вообще, сегодня кино уже очень заметно уступает позиции телевизионным сериалам не только у нас, но и в Америке. Туда идут лучшие драматурги, режиссеры, актеры. И кинопремии все чаще оказываются на голодном пайке. Но все это не более чем шоу-бизнес, и принимать его слишком всерьез - не стоит.
За какого из номинантов будете "болеть"?
Дмитрий Самитов: Я не все картины успел посмотреть. Но из тех, что видел, - пожалуй, за "Богемскую рапсодию".