"Один день Ивана Денисовича" - самая сложная и трудоемкая картина в фильмографии Глеба Панфилова. На съемочной площадке он проводил по 12 часов почти без перерывов. Молодая съемочная группа - большинство членов команды моложе 35 - обращала внимание на необыкновенную выносливость Панфилова. На протяжении двух зим режиссер был полностью погружен в работу, в свой материал и в тот киноязык, на котором он хочет разговаривать с будущим зрителем. Военный блок картины снимал один из самых молодых и дерзких операторов Михаил Хасая ("Притяжение", "Трезвый водитель"). В "лагере" за камерой был классик российского кино Михаил Агранович.
Как автор сценария Глеб Панфилов дописал историю солдата Ивана Шухова, рассказав больше подробностей о том, как именно он воевал, как попал в плен, как бежал из него, как попал в лагерь.
Опубликованная в 1962 году повесть "Один день Ивана Денисовича" стала главным литературным событием тех лет в нашей стране - и принесла мировую славу Александру Солженицыну. Панфилов давно хотел экранизировать этот текст. 10 лет назад он совместно с Солженицыным написал и снял сериал "В круге первом", после которого писатель решил доверить "Ивана Денисовича" только Панфилову.
Судьба распорядилась так, что от рождения идеи до ее воплощения прошло больше 10 лет. Наталия Дмитриевна Солженицына - вдова писателя и президент Фонда Солженицына - поддержала Глеба Анатольевича в его идее дописать историю героя, чтобы сделать ее более кинематографичной.
"Эта картина - о русском характере, - поясняет Глеб Панфилов. - О богом хранимом человеке, который выживает там, где выжить нельзя. В самых нечеловеческих, несовместимых с жизнью ситуациях он остается несломленным. Где-то героический, где-то незаметный, где-то твердый, где-то осторожный, он знает, что ему надо выжить ради важной цели. Выжить, не потеряв своего достоинства".
"Впервые мы работали с Глебом Анатольевичем в 1992 году, - рассказывает оператор-постановщик фильма Михаил Агранович, снявший с Панфиловым четыре картины. - Тогда он пригласил меня стать оператором фильма "Мать" по роману Горького. Я, конечно, согласился, но для меня это был очень странный выбор материала - казалось бы, на дворе начало 90-х, перестройка: открылась запрещенная литература, стало можно снимать все, что угодно, а Панфилов выбрал главное произведение соцреализма. Я не мог понять - почему? А он не говорил об этом. В результате "Мать" оказалась намного актуальнее громких перестроечных фильмов, попала в основной конкурс Каннского фестиваля, а Панфилов получил в Каннах приз "за художественный вклад". Уверен, что и сейчас, когда тема ГУЛАГа многим кажется исчерпанной, режиссер хочет сказать что-то, о чем пока знает лишь он один".
Фильм должен выйти в прокат весной следующего года - ко Дню Победы.