Юлиана Владимировна, в Москве прошли публичные слушания по проектам реновации первых 18 районов. Как сообщил заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, в ходе их обсуждения жители города высказали 105 тысяч предложений и замечаний. Что они собой представляют? А главное, как власти намерены реагировать на них?
Юлиана Княжевская: Сейчас поступило уже более 150 тысяч предложений. Большая часть горожан - процентов 70 - поддерживают представленные им проекты. Так и пишут: "Поддерживаю реновацию" или "Я за реновацию". Остальные 30% предложений касаются развития конкретных территорий. И это объяснимо, так как, знакомясь с проектом планировки, жители узнают, как будет выглядеть их обновленный квартал, обновленный район после реновации. Где пройдут дороги, новые проезды, удобно ли будет ходить от дома до детсада или поликлиники. Москвичи стремятся подсказать, что здесь можно сделать еще для комфортной жизни. Прозвучало очень много интересных и полезных идей. Например, жители Бабушкинского района посетовали, что детские досуговые и социальные учреждения расположены в подвальных помещениях пятиэтажек. В то же время в районе есть дома вошедшие в программу реновации, которые после расселения сохранят, как представляющие градостроительную ценность. Жители района предложили после реставрации и капитального ремонта разместить там детские учреждения.
В целом в ходе активной работы с Архнадзором и Общественной палатой Москвы принято решение о сохранении 218 таких историко-градостроительных объектов. Эти дома не являются памятниками культурного наследия, но для сохранения исторической застройки и узнаваемого облика обновленных районов они нужны. В процессе реновации их, конечно отремонтируют. А вот как использовать дальше, решается в каждом случае отдельно. Так что предложение горожан оказалось вполне дельным.
В Измайлово - другая история. Разрабатывая проект планировки по реновации, архитекторы решили дать новый импульс для развития "Вернисажу" и предусмотрели для него новую площадку, чтобы выставочный комплекс мог увеличить свою площадь. На прежнем же месте запланировали дорогу, которая обеспечит хороший подъезд нового квартала к метро Партизанская. Жителям не безразлична судьба своего района, в частности "Вернисажа", на этапе экспозиции они высказали свои мнения, которые переданы проектировщикам. Это побудило нас отложить публичные слушания и проработать новые варианты транспортной схемы этого квартала.
Еще один пример - проект в Северном Тушино. Там в одном из кварталов запланирован ФОК, площадью 4,5 тысячи квадратных метров. Жители района просили увеличить площадь здание и добавить функцию досугового центра. Будем смотреть и постараемся учесть пожелание жителей.
Вопрос от жителей Свиблово. Они пишут, что во время обсуждения проекта реновации власти обещали взамен снесенных пятиэтажек построить небольшие дома - в основном 7-14 этажные. Но судя по проектам, появляется большое количество высоток. Это не может не волновать горожан.
Юлиана Княжевская: В проектах планировки территорий по программе реновации, прошедших публичные слушания порядка 75-80% всей застройки - дома в пределах 16 этажей. Высотные секции в разноэтажных домах выступают лишь доминирующим акцентом, чтобы на смену одной однообразной массовой застройке не пришла точно такая же другая. Доминанты планируется построить по соседству, на свободных территориях, принадлежащих городу.
Может быть и другая ситуация. Например, в Бутырском районе предусмотрено строительство 40-этажного дома на улице, где дома повышенной этажности построены еще по первой программе сноса домов первого периода индустриального домостроения. Здесь его цель - не нарушить уже сформированный архитектурный ансамбль и создать узнаваемый силуэт района.
То есть город не отказывается от высотного строительства, но будет продолжать вести его строго индивидуально?
Юлиана Княжевская: Именно так. Помните, была у нас программа "Новое кольцо" Москвы? Планировалось его создать целиком из высотных домов - доминант. Программа не получила своего развития и была отменена. И в то же время в Москве есть, например, территория Большого Сити.
Эксперты говорят, что плотность населения в районах реновации по расчётам должна была вырасти не более чем в два с половиной раза. А фактически что получается?
Юлиана Княжевская: Если мы говорим про увеличение количества населения в районах, то по разрабатываемым проектам серьезного прироста внутри района не предвидится. В среднем он составит не более 4%. Если мы говорим про плотность застройки, то дома, которые строятся по программе реновации по площади больше. Кстати, когда мы представляли первые проекты планировки, некоторые решили, что увеличение площадей новой застройки по сравнению с существующими, как раз, и означает уплотнение. Но это не так. Мы не раз говорили, что переселяемым жителям гарантирована жилая площадь новой квартиры не менее той, что была у них в пятиэтажке. Но в многоквартирном доме есть еще и другие помещения - коридоры, санузлы, кладовки, лоджии и другие, которые должны соответствовать современным требованиям. Площадь этих сегментов, безусловно, выше. Кроме того, правительство Москвы гарантировало, что каждый переселенец вправе докупить площадь до 100 квадратных метров. Наконец, увеличение площади новой застройки происходит за счет вспомогательных объектов: лифтовых холлов, технических этажей, пожарных переходов и других. Поэтому некорректно сравнивать жилые площади существующей застройки и проектные, в новых домах.
Реновация онлайн
Вы упомянули Бабушкинский район. Его жители в письме в "РГ" пожаловались, что для проведения публичных слушаний у них был выбран слишком маленький зал одной из школ. По этой причине далеко не все желающие смогли принять в них участие.
Юлиана Княжевская: Действительно, активность москвичей оказалась очень высокой. Как правило собрание участников публичных слушаний проводятся в социальных объектах: школах, центрах обслуживания и управах. К сожалению, они не способны принять большое количество людей. Мы учтем это при подборе помещений на следующих слушаниях. И уже сейчас ввиду популярности собраний участников организовываем дополнительные площадки с прямой трансляцией и возможностью передать вопрос в основной зал. Важно, что высказать своё мнение жители могут на любом этапе слушаний. За неделю до собрания проводится экспозиция, где специалисты и эксперты отвечают на вопросы, принимают отзывы горожан. А после собрания ещё в течение недели москвичи направляют свои предложения организаторам слушаний. Все обращения рассматриваются и передаются проектировщикам.
Но сама история наталкивает и на другую мысль. Думаю, москвичи созрели для того, чтобы публичные слушания и по реновации, и по любым другим общественно значимым объектам проводились в электронном виде. Они уже привыкли получать практически все госуслуги в режиме онлайн, не выходя из дома. Почему бы не сделать для них таким же доступным и обсуждение проектов реновации. Это будет удобнее и позволит увеличить аудиторию публичных слушаний. А чем больше москвичей будет вовлечено в процесс городской среды, тем более комфортной будет наша столица.
Когда это может стать реальностью?
Юлиана Княжевская: Думаю, до конца года. Сейчас прорабатываем вопросы создания равных условий для всех москвичей. Молодые с удовольствием пользуются и фейсбуком, и инстаграммом, и твиттером. Но надо подумать и о представителях старшего поколения, чтобы им тоже было удобно принимать участие в публичных слушаниях. Полагаю, им помогут в этом МФЦ или другое место, где смогут познакомиться со всеми материалами и даже получить консультацию, ответы на все вопросы.
Если посмотреть со спутника на пятиэтажки, которые попали под снос, они просто утопают в зелени. Построить на их месте новый микрорайон, не уничтожив ее, видимо, невозможно.
Юлиана Княжевская: Поэтому и предусмотрены в каждом районе реновации повышенные стандарты благоустройства. В частности, двукратное увеличение высаженных деревьев и кустарников. Причем, озеленяться будут не только новостройки, но и территории прилегающих домов, соседних парков и скверов, а так же пешеходные зоны, которые ведут к этим зеленым оазисам.
Звучит обнадеживающе. Вот только как на деле будет? Сомнения возникают, когда смотришь, например, на Новую Москву. В частности, на Некрасовку, где сплошные 17-25 этажные дома и выше, и очень мало зелени.
Юлиана Княжевская: Не забывайте, что Некрасовка вошла в границы Москвы уже плотно застроенной. Районы, которые мы планируем строить там сейчас, будут выглядеть совсем иначе.
Хотел бы задать вопрос про транспортную составляющую. Возьмем, к примеру, Черкизово. Эта станция и сейчас очень перегружена. А что будет, если пассажиров станет в 2,5 раза больше?
Юлиана Княжевская: Думаю, что все будет хорошо. Ведь там проходит еще и новая Северо-восточная хорда, автомобилисты охотно воспользуются ею. Так же проведена реконструкция большинства вылетных магистралей города. Во всех районах реновации в процессе проектирования мы делаем транспортное моделирование. Сначала анализируем существующую ситуацию, а потом моделируем ситуацию с появлением новой застройки. Так выявляются слабые места или выявляются запасы пропускной способности. По итогу этой работы вырабатываются конкретные предложения для улучшения транспортной ситуации. Например, проложить новую улицу или расширить существующие, построить дополнительные полосы для съездов или выездов в кварталы реновации.
А с парковками как разрешится проблема? Они дефицит и в пятиэтажных домах. Какое чудо должно произойти, чтобы на том же месте можно было поставить больше машин для нового 16-этажного дома?
Юлиана Княжевская: Новые кварталы формируются по принципу "двор без машин". Такое пожелание высказали большинство москвичей, когда принимали программу реновации. Для размещения машин предусмотрены три варианта. Первый - карманы, специально предусмотренные для парковки автомобилей во внутриквартальных проездах. Второй - подземные паркинги в жилых домах. И третий вариант - использование для строительства отдельно стоящих паркингов на соседних депрессивных территориях промзон. Их в этой части города много. В любом случае поставить машину в новом квартале, спланированном по принципам проницаемости, с новой системой улиц, будет гораздо проще. Признаем: сейчас в большинстве случаев авто у домов стоят либо прямо на газонах, либо во дворах так, что пройти к подъезду трудно.
Еще один вопрос: что будет с нежилыми помещениями, расположенными на первых этажах пятиэтажек? Есть опасения, что в новые кварталы придут в основном сетевики и весь малый бизнес накроется.
Юлиана Княжевская: Совершенно напрасные опасения. В федеральном законе о реновации четко прописано, что собственникам этих помещений может быть представлено равноценное по площади помещение в новом доме. То есть если у владельца был магазинчик площадью 50 "квадратов", то он и получит свои 50 "квадратов". Хочет получить деньги и открыть торговлю в другом месте? Пожалуйста. Это его право, получит стоимость своей недвижимости по рыночной цене. Важно то, что в новых домах все первые этажи - нежилые, где могут открыться магазины, парикмахерские, пункты бытового и социального обслуживания, досуговые и спортивные центры и многое другое. При этом, для удобства жителей вход в них предусматривается не со двора, а с внешней стороны дома.
Что происходит сейчас с экспериментальными проектами - победителями международного конкурса архитекторов по реновации?
Юлиана Княжевская: Все пять концепций дорабатываются. С учетом пожеланий москвичей, властей, архитектурного сообщества. Площадки, для которых они разработаны, очень большие - каждая по 100 гектаров. Для того, чтобы обработать такую огромную территорию и учесть все замечания, требуется время. К осени, я думаю, эта работа будет закончена. Но что интересно, многие градостроительные новинки, которые использовали авторы этих проектов, сейчас берут на вооружение и другие архитекторы. Необычные внутриквартальные проходы, сетку улиц, при которой все дома расположены в пешеходной доступности от метро и многие другие интересные градостроительные подходы.
Когда же все москвичи познакомятся с проектами своих кварталов реновации?
Юлиана Княжевская: Планируем провести публичные слушания всех 89 проектов планировки территоррии до конца года.
Выяснилось, что в проект реновации попали москвичи, которые хотели бы сменить место жительства. Скажем, переехать поближе к работе, к месту проживания родителей, или просто сменить ландшафт за окном. Город идет таким горожанам навстречу? Может предоставить квартиру в другом районе?
Юлиана Княжевская: Это возможно только в случае, если сам житель захочет переехать в другой район. Но большая часть горожан хотят все-таки остаться на своей территории, где хорошо знают все - магазины, детсады, поликлиники, спортобъекты и т.д.
Промзоны оживают
Поговорим еще о столичных промзонах. На их долю по прежнему приходится довольно ощутимая часть города - 18,8 тыс. гектаров. Земля, как известно, в столице очень дорогая. И тем удивительнее видеть, как десятилетиями она здесь никак не используется. Взять Нагатинский затон. Был судостроительный завод. Перестал работать еще в 1991 году. Место прекрасное - Москва- река, Коломенская набережная, метро рядом, Третье транспортное кольцо всего в километре находится. И вот 26 лет уже ничего там не происходит.
Юлиана Княжевская: В одной части этой промзоны уже построен жилой квартал с полноценной социальной инфраструктурой. В другой части строительство ведется сейчас - там также будет общественно-жилая застройка со всеми необходимыми для жителей объектами инфраструктуры.
Но ведь похожая картина и во многих других промзонах. Масштабная стройка на ЗИЛе выглядит на этом фоне больше исключением.
Юлиана Княжевская: Развитие ЗИЛа действительно очень сильно продвинулось. Открыли Ледовый дворец, парк, сдается в эксплуатацию жилье. Проектируется набережная Марка Шагала. Но в ближайшее время, надеюсь, изменится ситуация и в других промышленных зонах. Два года назад были внесены изменения в градостроительный кодекс Р Ф о комплексном развитии территории (КРТ). Этот институт как раз призван стимулировать собственников заброшенных или неэффективно используемых производственных территорий ими по-настоящему заняться, привести в порядок и начать развивать. Если же владельцы не могут или не хотят этого делать, город может изъять земли и сам заняться их развитием.
Есть уже примеры изъятия участков?
Юлиана Княжевская: Пока нет. Закон серьезный, все-таки, речь идет об изъятии собственности. Потребовалась разработка целого ряда подзаконных актов и сейчас в них вносятся изменения, чтобы увязать друг с другом нормы разных законов. Но зайти на сайт, чтобы посмотреть, попала ли их промзона в зону действия КРТ, собственники могут уже сейчас.
А действующие предприятия? Как они себя чувствуют в Москве? Занимаются ли развитием своих территорий? Или живут одним днем? К примеру, такие как Останкинский молзавод, Останкинский пивоваренный завод, Останскинский мясоперерабатывающий? Все они расположены по соседству друг с другом в Бутырском районе.
Юлиана Княжевская: Предприятия развиваются, имеют действующее производство с реальными рабочими местами и доходами. Город таким предприятиям предоставляет множество льгот. Правила землепользования и застройки, принятые ранее, упростили процедуру получения градостроительной документации, разрешили существенно увеличить плотность застройки на своих территориях. А что именно строить в рамках развития своей территории по профилю - решает сам собственник. За два последних года мы получили порядка 200 заявок на развитие своих территорий от владельцев предприятий и заводов и выдали ГПЗУ с градостроительным потенциалом общей площадью более 10 млн. кв.м . Разумеется, речь идет о развитии промышленной функции для создании новых высокотехнологичные рабочие места.
И последний вопрос. Какова судьба одного из самых длительных в Москве долгостроев - котлована на площади Павелецкого вокзала? Там планировалось построить гигантский торгово-развлекательный комплекс. Потом стало ясно, что его сооружение грозит столице транспортным коллапсом. Стройку запретили, а яма почти в самом центре Москвы так и стоит. Долгое время она была объектом судебных разборок.
Юлиана Княжевская: На месте котлована появится транспортно-пересадочный узел с большим парком на поверхности и развитой инфраструктурой. Здесь запланирован многофункциональный четырехуровневый подземный торгово-развлекательный комплекс с современным городским парком площадью почти 3 гектара. Новая парковая зона в ЦАО - хорошее решение столь давней проблемы. Ожидаем, что инвестор сможет реализовать этот проект в ближайшие пару лет.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"