22.07.2019 22:00
Экономика

"Транснефть" усилила контроль показателей принимаемой нефти

Компания усилила контроль показателей принимаемой в трубопроводы нефти
Текст:  Сергей Выхухолев
Российская газета - Спецвыпуск: Транспорт нефти №159 (7917)
Какие меры предпринимает "Транснефть" для стабилизации качества российской нефти? Каков прогноз объемов поставок в западном и восточном направлениях? Актуально ли выделение высокосернистого потока в сторону порта Усть-Луга?
/ Александр Копелев
Читать на сайте RG.RU

На эти и другие вопросы "РГ" отвечает вице-президент "Транснефти" Сергей Андронов.

Сергей Александрович, сколько нефти в этом году планируется перекачать по нефтепроводам компании на внутренний и внешний рынки?

Сергей Андронов: Транспортировка нефти по системе магистральных нефтепроводов "Транснефти" в 2019 году прогнозируется на уровне 483 миллиона тонн. Поставка на внутренний рынок сохранится на уровне прошлого года и составит около 250 миллионов тонн.

Компания объявляла, что на экспорт в дальнее зарубежье ушло на 3,1 миллиона тонн больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. На каких направлениях произошел рост?

Нефтяникам необходим закон о регламентации контроля качества сырья

Сергей Андронов: Экспортные поставки выросли в основном через морские терминалы - Новороссийска, Приморска, Усть-Луги и Козьмино.

Изменятся ли объемы транспортировки в западном направлении в связи с ситуацией на нефтепроводе "Дружба"?

Сергей Андронов: По итогам нынешнего года мы ожидаем незначительное уменьшение экспорта в направлении потребителей, получающих нефть по "Дружбе".

Сколько нефти поступило на НПЗ Белоруссии и сколько должно быть по плану?

Сергей Андронов: По итогам 6 месяцев этого года на НПЗ Белоруссии было поставлено 8,2 миллиона тонн нефти. При этом общий объем для поставки на НПЗ Белоруссии составит 18 миллионов тонн, как и предусмотрено бизнес-планом компании на 2019 год.

"Транснефть" настаивает на обязательной аккредитации испытательных лабораторий, осуществляющих контроль качества нефти при приеме от грузоотправителей

Какова динамика показателей сернистости российской нефти на различных направлениях: где этот показатель растет, где падает?

Сергей Андронов: При формировании качественных параметров мы выделяем два блока поставок нефти. Это российские НПЗ и экспорт. Поставка нефти на отечественные заводы в соответствии с поручением Минэнерго России осуществляется со стабильными параметрами качества. Средневзвешенное содержание серы составляет 1,63 процента (по группе НПЗ Центрального региона и Урало-Поволжья). Такая тенденция устойчиво сохраняется с 2014 года.

На экспортных направлениях мы видим устойчивую тенденцию по росту показателя содержания серы в нефти. Так, в 2014 году ее содержание в экспортном сорте Urals было на уровне 1,54 процента, а в 2018 этот показатель составил 1,64. Изменения качественных параметров в основном связано с общим ухудшением ресурсной базы. А также это связано с изменением потоковой логистики транспортировки с отводом тяжелой нефти от поставок на российские НПЗ.

Эксперты прокомментировали попадание загрязнений в нефтепровод

Анализ изменения качества нефти, транспортируемой по системе магистральных нефтепроводов, за последние годы показал, что в наибольшей степени на ухудшение параметров качества (сера/плотность) в системе повлияло перенаправление малосернистой нефти с западных на восточное направление. Суммарно для поставки нефти в КНР из смесевого состава западных грузопотоков было перенаправлено около 10 миллионов тонн малосернистой нефти.

Также негативное влияние оказали такие факторы, как снижение объема транспортировки сернистой нефти с месторождений Западной Сибири в западном направлении, увеличение приема нефти с аномальными свойствами и высокими значениями плотности (тяжелые битуминозные нефти). Сказываются факторы "старения" месторождений и общее снижение объема переработки высокосернистой нефти, расположенных в регионах ее добычи. В 2019 году ожидается, что влияние этих факторов на качественные параметры сохранится.

Какие меры предпринимает "Транснефть" для уменьшения сернистости потоков в западном направлении?

Сергей Андронов: В 2018 году компания реализовала ряд крупных технических проектов, которые позволяют обеспечивать стабильность качественных параметров нефти, поставляемой в западном направлении. Прежде всего, это технологическая перемычка "Нижневартовск - Александровская", перемычка "Ярославль - Ярославль 3" и станция смешения нефти на НПС Самара.

Особо следует отметить технологическую перемычку "Нижневартовск - Александровская", позволяющую перенаправлять сернистую нефть в объеме до 18 миллионов тонн в год в восточном направлении для обеспечения технологического маневра по распределению ресурсов малосернистой нефти. По сути, мы получаем дополнительные возможности для улучшения качественных показателей сернистых грузопотоков, транспортируемых в западном направлении.

Технологическая перемычка позволяет смешивать нефть разной сернистости

Помимо этого, в 2015 году проведены технические мероприятия по переориентации поставок высокосернистой нефти Башкирии в восточном направлении. В плановом порядке продолжается строительство и ввод новых автоматизированных станций смешения нефти, производится дооснащение химико-аналитических лабораторий новым современным оборудованием и программными средствами контроля качества нефти.

Изменится ли состав сорта ESPO в связи с запуском нефтепровода Нижневартовск - Александровская?

Сергей Андронов: Грузопоток ВСТО, по которому осуществляется транспортировка сорта ESPO, по своему составу малосернистый. Согласно установленным нормам ("Схема нормальных (технологических) грузопотоков нефти", утвержденная Минэнерго России), содержание серы в грузопотоке ВСТО составляет 0,65 процента. Фактическое же содержание серы составляет 0,5 процента (данные за январь - февраль 2019 года).

По отношению к прошлому году наблюдается незначительное изменение показателей качества нефти в восточном направлении по сравнению с показателями 2018 года. Так, средний показатель по сере в 2019 году прогнозируется на уровне 0,5, тогда как в 2018 году он составил 0,49 процента.

Опять же отмечу, что ввод в эксплуатацию технологической перемычки "Нижневартовск - Александровская" позволяет компании оперативно влиять на возможные изменения показателей качества нефти, транспортируемой как в западном, так и в восточном направлениях, в пределах установленных нормативных значений.

Целесообразно ли выделение отдельного высокосернистого потока в сторону порта Усть-Луга?

Сергей Андронов: Реализованные "Транснефтью" технические мероприятия позволят обеспечить сохранение и стабильность качественных параметров нефти, поставляемой на НПЗ РФ. При этом для решения задач, связанных с улучшением качественных параметров нефти, в том числе на экспортных направлениях, требуются кардинальные технические мероприятия в среднесрочной перспективе. Поэтому выделение высокосернистого потока по-прежнему актуально. Реализация этого решения позволит уменьшить содержание серы в нефти экспортных грузопотоков западного направления и укрепить позиции сорта Urals российских производителей на мировом рынке в условиях увеличивающейся конкуренции.

Ожидается ли увеличение потока малосернистой нефти в западном направлении в связи с расширением нефтепровода Куйбышев - Тихорецк?

Сергей Андронов: Да, ожидается. Мероприятия по расширению пропускной способности нефтепровода реализуются в плановом режиме. Окончание строительства запланировано на конец 2021 года.

Сколько нефти поступит в систему "Транснефти" через порт Махачкалы в 2019 году, от каких производителей?

"Транснефть": Претензии должны быть подтверждены документально

Сергей Андронов: По заявкам грузоотправителей через пункт сдачи-приема нефти Махачкала в систему магистральных нефтепроводов запланирована сдача 4,3 миллиона тонн нефти, в том числе 2,2 миллиона тонн из ресурсов казахстанских производителей, а также 2,1 миллиона тонн из Туркмении.

Сколько, по прогнозам, будет перекачано нефти в Китай через Козьмино, Сковородино, Казахстан в 2019 году?

Сергей Андронов: Если говорить о трубных поставках, то в 2019 году в КНР запланирована транспортировка 40 миллионов тонн нефти, в том числе 30 миллионов тонн по нефтепроводу Сковородино - Мохе, и 10 миллионов тонн по нефтепроводу Омск - Павлодар.

Относительно отгрузок в Козьмино, география поставок нефти из нашего морского терминала обширна. Тем не менее по итогам 6 месяцев нынешнего года через порт Козьмино было отгружено 16,3 миллиона тонн нефти, в том числе 12,5 миллиона тонн в направлении Китая.

Будет ли "Транснефть" пересматривать систему товаротранспортных операций после инцидента на нефтепроводе "Дружба"? Каким образом ужесточатся подходы к контролю количества и качества нефти?

Сергей Андронов: Безусловно, по результатам инцидента сделаны определенные выводы. В компании разработаны и начинают реализовываться мероприятия, направленные на усиление контроля качества нефти, принимаемой от грузоотправителей, по нескольким направлениям: это создание контрольно-аналитических испытательных центров в крупных узловых точках системы магистральных трубопроводов по мониторингу качественных показателей нефти. Также будет усилена ответственность за нарушение требований нормативно-правовых актов в части качества требований к показателям качества нефти, в частности требований технического регламента ЕАЭС 045/2017 "О безопасности нефти, подготовленной к транспортировке и (или) использованию". Требования нормативно-технической документации в части пересмотра периодичности проведения испытаний будут ужесточаться, в первую очередь по показателю содержания хлорорганических соединений в нефти. Будет инициирован вопрос обязательности аккредитации испытательных лабораторий при приеме нефти в систему трубопроводного транспорта.

Как контролируется качество нефтепродуктов, поступающих в систему "Транснефти"? Всегда ли оно соответствует классу Евро-5?

Сергей Андронов: Нефтепродукты принимаются в систему магистральных нефтепродуктопроводов "Транснефти" на основании паспорта завода-изготовителя (НПЗ). В проверке и контроле качества топлива, поступающего с НПЗ в транспортную систему нефтепродуктопроводов компании, участвуют 38 испытательных лабораторий. Все они укомплектованы современным лабораторным оборудованием, аккредитованы или имеют оценку соответствия средств измерений.

"Транснефть" увеличивает объемы транспортировки нефтепродуктов

Объем испытаний нефтепродуктов при приеме, перекачке, хранении, транспортировке, сдаче и отгрузке определен Техническим регламентом Таможенного союза, а также внутренними документами "Транснефти". Он выполняется в полном объеме, при этом качество топлива для реактивных двигателей в резервуарах проверяется в объеме требований ГОСТ 10227-86.

Кроме того, при транспортировке по нефтепродуктопроводам для определения ключевых показателей качества каждые 1-2 часа (в зависимости от производительности или через 500 кубометров) осуществляется отбор ходовых проб и проводится "ходовой" анализ транспортируемых нефтепродуктов.

По результатам "ходового" анализа неоднократно фиксировались сдачи отдельными НПЗ дизельного топлива с показателем, выходящим за пределы требований нормативных документов. В этих случаях в соответствии с договором на оказание услуг по транспортировке нефтепродуктов прием от НПЗ приостанавливался и производилось восстановление качества топлива путем сдачи НПЗ нефтепродукта с запасом качества по соответствующему показателю. При этом грузополучателям всегда отгружается топливо, соответствующее классу ЕВРО-5.

Нефть и газ