Были перечислены BlaBlaCar , "Яндекс.Автобусы", "Автовокзалы.ру", OneTwoTrip, "Туту.ру" и "Связной Трэвел". Судя по реакции в соцсетях, пассажиров это огорчило. "Российская газета" разбиралась в ситуации.
В объединении нам пояснили, что они не предлагали запретить все сервисы оптом, а только те перевозки, которые происходят без разрешающих документов. "Речь вот о чем. Если пассажир бронирует поездку через сервис на автомобиле, а по факту его везут на автобусе большой вместимости (свыше 40 мест), при этом такой перевозчик не имеет никаких разрешающих документов на такую деятельность (в том числе отсутствует технический контроль, нет контроля режима труда и отдыха), то такие сервисы должны быть заблокированы", - сказал председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Но не назвал "имен и фамилий". Судя по всему, инициатива касается карпулинга (совместных поездок) как явления, за которым необходимо установить контроль.
И в первую очередь для карпулинга следует принять закон, который бы регулировал работу таких сервисов и их водителей. Над документом уже начал работать минтранс. Будем надеяться, что это не затянется надолго. Поскольку в совместных поездках никто не застрахован от неприятностей. В чем корреспондент "РГ" убедилась лично.
Вариант с минивэном вместо легкового автомобиля весьма характерен для сервиса совместных поездок BlaBlaCar. Так я добиралась однажды из Тулы в Москву. Но это еще "невинные" неприятности. Год назад попутчик убил девушку-водителя, которая направлялась в Тулу. Узнать, насколько опасен водитель или попутчик, невозможно - такой информации у сервиса нет. Доходит до абсурда. Недавно машинист поезда, следовавшего из Санкт-Петербурга в Москву, подбросил попутчика из сервиса BlaBlaCar в кабине состава. В итоге железнодорожника отстранили от работы.
Именно из-за таких инцидентов инициативные группы регулярно предлагают заблокировать карпулинг. Что касается других сервисов, то это не карпулинг. Они предоставляют иные услуги. Это электронные сервисы по продаже билетов на все виды транспорта. Они заключают соглашения с автовокзалами и перевозчиками. Но и у них есть проблемы, которые тоже требуют законодательных решений. Часто автовокзалы, перевозчики и агрегаторы билетов не могут договориться между собой. Вопрос упирается в деньги. А ведь именно этот союз представляет собой систему будущего, где поездка на автобусе ничем не отличается, например, от авиаперелета - можно также удобно забронировать билет и отправиться из транспортного узла с комфортным залом ожидания с уверенностью, что водитель не работает сутками без сна.
Автовокзалы столь необходимы сервисам бронирования, поскольку это одновременно и зона комфорта для пассажиров, и место технического обслуживания автобусов, проверки и отдыха водителей. "Важно урегулировать виды сборов, которые автовокзал может брать с перевозчика, - предлагает замдиректора по развитию бизнеса сервиса "Туту.ру" Игорь Сивец. - Кроме того, сегодня в законодательстве отсутствует единый стандарт автобусного электронного билета. Поэтому цифровизация рынка в России составляет не более 5 процентов".
Онлайн-билет нужен. Сейчас сервисы работают с автовокзалами сразу нескольких городов: Санкт-Петербурга, Москвы, Курска, Новосибирска, Красноярска, Владимира, Екатеринбурга, Казани, Омска и других.
Все это может создать хорошую конкуренцию карпулингу. Крупные сервисы бронирования избегают сотрудничества с серыми перевозчиками. У них уже начали появляться автобусы класса люкс. Если будет специальный закон, то многие участники рынка могут выполнить все установленные в нем обязательства, уверен директор по маркетингу сервиса OneTwoTrip Алексей Теплов.
В июле на Госсовете по проблематике транспорта были приняты решения относительно порядка на автобусном рынке. Так, к 1 декабря 2020 года должна быть создана единая федеральная система мониторинга и контроля перевозок пассажиров автобусами в междугородном сообщении в целях снижения доли нелегальных перевозчиков на рынке перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Впрочем, и карпулинг имеет право на существование, если будет работать в рамках закона, уверены эксперты. Предполагается, что расчет с водителем должен происходить исключительно в безналичной форме оплаты. У водителя должны быть соответствующие права и стаж не менее двух лет. За один рейс он сможет перевозить не более пяти попутчиков и только два раза в сутки. Таковы предложения.
Дождемся закона. Но ясно: карпулинг, получив четкие правила, в конце концов станет безопасным. Такой формат услуг имеет право на жизнь, поскольку удобен для пассажиров. Если безопасен. На рейсовые автобусы не всегда получается купить билеты, а благодаря карпулингу возможность уехать есть всегда. Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков ранее говорил "РГ", что считает совместные поездки положительным явлением, но с оговоркой, что довольны должны быть и водитель, и пассажиры.