Елена Фишер - предприниматель. У нее в Сочи строительная фирма. Работала на Олимпиаде, а теперь переехала на малую родину в Энгельс. Младшенькая восьмимесячная Соломона стала болеть, вот врачи и порекомендовали сменить климат.
Надо сказать, что когда Елена уехала, то в администрации Хостинского района вздохнули с облегчением. Ведь именно она собирала многочисленные митинги, когда в их доме отключили электричество. Добилась, чтобы застройщика посадили в тюрьму. Да и глава района был снят не без ее участия. Активистка до мозга костей. С третьим мужем рассталась. Про него говорит:
- Зачем мне четвертый ребенок в семье?
...Детскую площадку я заметил сразу. Утрамбованная асфальтовая крошка. Пара цепных качелей. Недостроенный домик на дереве. При мне Елена вынесла из дома табурет и стала вешать качели.
- Это уже пятые по счету. Воруют! Приходится на ночь снимать.
- А как же камеры?
- Плевали они на камеры. Участковому показывала. Эффект - ноль. 8 метров оцинкованных цепей каждый раз приходится покупать. Да уголки и доски. Пять тысяч вынь да положь. Детская площадка дело затратное. На качели и домик 50 тысяч ушло. Да еще два "КАМАЗа" асфальтовой крошки - 20 тысяч. Но я еще из поликарбоната сделаю розовый лотос, поставлю горку, и тогда площадка будет закончена.
Так уж сложилось, что на Волжском проспекте в районе Воруй-города нет детских площадок. Ближайшая в трех километрах возле закрытого Дома культуры. Правда, играть на ней не всегда безопасно. Тут же в кустах стоит шалаш, где живут бомжи и стая бездомных собак. Они и чувствуют себя здесь хозяевами. Я бы своего ребенка не пустил играться с дикими животными на осколках бутылок из-под портвейна.
Волжский проспект - это не совсем проспект. Скорее, это скоростная трасса, ведущая из центра города к месту посадки первого космонавта Юрия Гагарина. Бензоколонки, два магазина и частный сектор. Не так давно "девятка" слетела с этой трассы и врезалась в дерево прямо возле ворот Елены. Детей, слава богу, не было. Поэтому Елена собирается за свой счет установить защитные столбы. Если выиграет суд, конечно.
Девятилетняя Есита с удовольствием качается на качелях. Пришли поиграть и ее одноклассники. Бабушка выкатила коляску с Соломоной и присела на лавочку. Идиллия.
- А чем не угодила детская площадка соседям?
- Я натянула пластиковую сетку от своих ворот до качелей. Чтобы посторонние не ходили. А для пешеходов заасфальтировала тропинку в обход. Лишние пять метров надо пройти. Вот из-за этих метров весь сыр-бор.
По тропинке прошел сосед Илья. Я спросил, не мешает ли ему детская площадка. Нет, не мешает.
- Зимой я здесь заливаю каток. Снег чищу сама. А этим летом мы с соседскими детьми и их родителями разбили на площадке детский палаточный лагерь. В лес ходить не рекомендовали. Там какую-то мышиную лихорадку нашли. Вот мы прямо здесь играли в туристов. Потом купили краски Холи. Это мука такая цветная. Устроили настоящую "Зарницу". Кидались цветными бомбочками. В чате я дала объявление. Так 50 детей пришли! У нас мечта: на плотах отправиться вниз по Волге и пристать к какому-нибудь острову. Стать робинзонами. А зимой я устрою конкурс цветных снеговиков, - говорит Елена, и глаза ее горят. Но потом уже потухшим голосом:
- Если суд выиграю.
Я пошел по соседям, чтобы выяснить, чем же мешает детская площадка?
Мне открыла Галина Михайловна. Она живет в трех домах от детской площадки. Как выяснилось, именно она собирала подписи для обращения в прокуратуру.
- Вы что, не видите, это же самозахват земли! Мы всегда ходили и на помойку, и в магазин вдоль наших заборов. Эта территория общественная. А она все перегородила.
- Но ведь рядом тропинка заасфальтированная...
- Хотите, я вам секрет открою? Она специально площадку перед домом построила, чтобы мы мимо не ходили, в окна не заглядывали. У меня есть внук. Так я ему качели у себя на огороде поставила. И батут. А эта норовит общественную собственность захапать.
Галина Михайловна разводит розы на продажу. И продает навоз. Об этом гласит огромное объявление на воротах. Чтобы с трассы было хорошо видно. Розами засажена вся придомовая территория почти до проспекта. Красиво. Но тоже самозахват.
- Вы сравнили. Это же розы! Они никому не мешают. И заборов у меня никаких нет.
Когда я рассказал про беседу с соседкой, Елена ничуть не удивилась.
- У нас в поселке есть такое неприятное явление. Вместо того чтобы заказывать машину и откачивать выгребные ямы, соседи выкидывают шланги на дорогу и выливают все это прямо под ноги. Канав-то нет. Мы боремся с этим явлением. Снимаем на телефон. Пишем участковому, в администрацию. Эта соседка одна из таких. У нас война за чистоту.
- Но она говорит, что всего лишь поливает свои розы.
- И зимой тоже? Вот видео.
Когда конфликт вышел за пределы детской площадки, подключилась прокуратура и отправила представление в муниципалитет. Там среагировали и подали на гражданку Фишер в районный суд. Прошло четыре заседания. Очередное - 20 сентября. Я встретился с председателем комитета по ЖКХ, ТЭК, транспорта и связи Энгельсcкого района Эльдаром Узбяковым.
- Формальные признаки самозахвата территории возле дома N 13 имеются. Есть ограждение территории, которая находится в госсобственности. Вид использования этой земли - улично-дорожная сеть. Мы предлагали пойти на мировое соглашение и демонтировать эту сетку. Предлагали озеленить детскую площадку, провести освещение. Детская площадка должна быть безопасна для детей, то есть пройти сертификацию. Мы могли бы выделить другое место и перенести качели. Понимаете, если есть недовольные соседи, то всегда нужно искать компромисс, - говорит чиновник.
...Ирина Алешина в свободное от волонтерской деятельности время спасает детей. Она медсестра-анестезиолог в саратовской детской больнице. Еще она общественный помощник Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области и директор общественной организации "Комитет многодетных семей". Кстати, Елена Фишер тоже входит в "Комитет". Мы встретились с Ириной в чудесном парке города Энгельса, где не просто детская площадка, а целый город детства. Стали искать компромисс.
- Я хорошо знаю ситуацию изнутри. Только сегодня в 8 утра была там вместе с главой Энгельсcкого района. Самое главное здесь - интересы детей. Площадка необходима. Но она должна быть безопасной. Там ведь и трасса рядом. Может, перенести ее?
- Но Елена не хочет переносить. Согласитесь, это удобно. Дети играют под камерами. Проведен свет. И не надо никуда ходить. А может, взять этот участок государственной земли в аренду? С отягощением. Качели надо сертифицировать, узаконить ограждение. И поддерживать порядок. А администрация взамен назначит льготную ставку.
- Там внизу теплотрасса проходит. И еще какой-то кабель...
- Ну так пусть в договоре будет указано, что при первой необходимости Елена обязуется убрать горки или что там она собирается строить.
- Вы знаете, надо попробовать...
Я знал одну бабушку с первого этажа. Она под окнами очень миленький садик разбила. Так к ней еженедельно ходят чиновники и требуют прекратить безобразие. Каждая клумба должна быть запротоколирована, внесена в реестр, и на нее должен быть расписан бюджет. Бабушка пока не сдается, копается себе в земле. Но чиновника с его инструкциями ни за что не победить. Конечно, дети не цветы. Их безопасность в приоритете. Случись что с ребенком на самодельной детской площадке, отвечать будет Елена. Или чиновник, если он даст разрешение.
Рядом с качелями на Волжском проспекте растет "Дерево желаний". Елена с детьми каждый год вешает на него атласные мешочки, в которых спрятаны записки. Говорят, желания сбываются.
- А что вы загадали в этом году?
- Во-первых, я хочу, чтобы дорогу к школе наконец-то заасфальтировали. Чтобы достроили новый дом. Там наши женщины из "Комитета" должны квартиры получить. Чтобы Дом культуры отремонтировали. Чтобы в поселке провели канализацию. И, конечно, детскую площадку доделать. А иначе зачем мы живем?
Дерево с мешочком
Рядом с качелями на Волжском проспекте растет "Дерево желаний". Елена с детьми каждый год вешает на него атласные мешочки, в которых спрятаны записки. Говорят, желания сбываются.
Уничтожать детские площадки - это как-то не по-государственному, не по-муниципальному
Алексей Куприянов, адвокат:
- Не все знают, что благоустроенный, красивый, уютный двор повышает цену всех квартир на 5 процентов. Граждане готовы вкладывать миллионы в ремонт собственного жилья, но не ввернут лампочки в ближайшем лифтовом холле, чтобы уже сегодня, а не когда ввернет управляющая компания, им же самим стало светло и удобно.
Но так ведут себя не все! Все больше собственников квартир начинают думать не только о собственном лифтовом холле, но и о собственном дворе. Не только об игрушках в своей детской, но и о празднике для окружающих малышей и молодежи.
Но, начиная благоустройство собственного двора, надо разобраться: такой ли он собственный?
Иначе нельзя, ведь только собственник согласно гражданскому законодательству распоряжается своим участком, причем не только при создании капитальных построек, но и при его благоустройстве.
В понятие "благоустройство" входят обеспечение безопасности (устройства контроля доступа, шлагбаумы и проч.), озеленение, устройство искусственных покрытий, освещение, размещение малых архитектурных форм (скамейки, качели, карусели, фонтаны и др.), а также объектов монументального искусства (скульптура, барельефы и проч.).
Но даже собственник, оказывается, не имеет права делать это "кто во что горазд". Даже для собственников был в 2011 г. издан приказ Министерства регионального развития РФ N 613, утверждавший методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований.
Ох уж этот административный зуд! Неужели из Москвы виднее, какие карусели надо устанавливать от Калининграда до Владивостока?
Не виднее. И Верховный суд РФ в 2015 году признал названный приказ недействующим. Однако на этот недействующий приказ в муниципальных органах очень даже часто продолжают ссылаться. Так на местах оказалось проще жить. Зачем брать ответственность за красоту собственного района на себя?
Согласно градостроительному законодательству на благоустройство дворов, как правило, нужен еще и особый проект. Но и это не все, если земля муниципальная, то договариваться надо с муниципалитетом, а если земельный участок около дома размежеван с соседними и приватизирован, то придется на каждый чих собирать общее собрание собственников. И с этим трудно спорить. Если один хочет устроить детскую площадку и стол для пинг-понга, а другой мечтает о том, чтобы весь двор можно было заставить машинами?
Кто разрешит их спор? Спор разрешат муниципальные органы для своей земли или общее собрание сособственников земельного участка и опять же муниципальные органы - для приватизированного двора.
Что же делать? Опустить руки?
Думаю, что правильно во всех случаях собирать общие собрания сособственников земельного участка или просто жильцов конкретного двора. С резолюцией собрания и эскизом предполагаемого или с фото уже созданного благоустройства, если новострой заметили и в экстазе административного ража собираются снести, следует обращаться к своим муниципальным депутатам. А они уже всегда могут найти возможность взаимодействия с собственными муниципальными органами. В конце концов все в их - муниципальных органов - руках. Например, муниципалитет имеет полное право при согласии жителей по поводу уже созданного объекта благоустройства оставить его на радость жителям стоять на своем месте. А уничтожать детские площадки - это как-то не по-государственному, не по-муниципальному.