19.11.2019 13:31
Экономика

Как в ЦФО развиваются услуги краткосрочной аренды автомобилей

Как развиваются услуги краткосрочной аренды автомобилей в регионах ЦФО
Текст:  Татьяна Ткачёва Елена Шулепова
Российская газета - Экономика Центрального округа: №260 (8018)
В Туле появился второй каршеринговый оператор: здесь начала работу компания "Делимобиль". Первопроходцем же был сервис краткосрочной аренды автомобилей с поминутной оплатой CarSmile, чьи машины появились на улицах города в декабре прошлого года. Каршеринг в Туле был пущен в связи с объявлением города новогодней столицей России - 2019. Многие предполагали, что после зимних каникул этот сервис свернется, но все вышло иначе. Корреспонденты "РГ" выясняли, каковы перспективы каршеринга в провинции.
/ Пресс-служба правительства Тульской области
Читать на сайте RG.RU

Равнение на столицу

Каршеринг - вид аренды авто при поминутной тарификации - в нашей стране начал развиваться совсем недавно, но само это слово уже не вызывает недоуменных вопросов. Автомобили, работающие в этой системе, разбросаны по всей территории на стоянках. Взять машину напрокат несложно, условий, как правило, два - возраст старше 21 года и водительский стаж не менее двух лет. Надо зарегистрироваться в сервисе компании через мобильное приложение, найти автомобиль, который находится ближе всего, и забронировать его. Затем, доехав до нужного места, оставить машину на стоянке.

Каршеринг набирает обороты в России

На международном форуме "Автоэволюция-2019", недавно прошедшем в Калуге, эксперты довольно скептически оценили перспективы развития каршеринга в глубинке. По данным аналитического агентства "Автостат", этот вид автопроката сегодня присутствует в 21 городе нашей страны. Он охватывает практически все города-миллионники и еще несколько региональных центров, таких как Калининград, Тула, Липецк, Рязань. Из городов областного подчинения каршеринг пока развит в Сочи - в курортной столице страны для этого есть необходимые условия, заметил генеральный директор аналитического агентства "Автостат" Сергей Целиков. Но все же самые лучшие возможности для развития данного сервиса - в Москве, где ежедневно совершается 140 тысяч таких поездок. По словам Сергея Целикова, в столице сконцентрировано 85 процентов всех автомобилей, которые задействованы в системе. По этому показателю Москва уже опередила Токио.

По словам управляющего директора "Фольксваген Груп Рус" Ларса Химмера, каршеринг будет все более доступен не только в столице, но и в регионах. Анализируя продажи автомобилей концерна Volkswagen через дилерскую сеть, эксперт отметил "смещение активности с доступного авто к аренде и каршерингу".

- Многие не могут купить собственный автомобиль, и аренда для них - хороший вариант, - считает Химмер.

Стоимость проезда на арендованном авто зависит от оборота машин

В свою очередь, российские эксперты объясняют бурный рост парка каршеринговых машин в столице прежде всего политикой властей. Москва делает ставку на общественный транспорт и каршеринг - как компромисс между частным и общественным. Значительную роль в этом процессе играет и наличие развитой сети платных парковок, где можно оставить машину. В региональных столицах условия хуже. Сооснователь каршеринговой компании Belkacar Екатерина Макарова считает, что сейчас нормальные парковочные зоны есть только в Москве и Казани. Большой потенциал, по ее словам, также у Санкт-Петербурга, но пока там "большие проблемы с законодательством и системой парковок".

Где бросить якорь?

Генеральный директор CarSmile Дмитрий Иващенко, чья компания первой появилась в Туле, уверен, что и в регионах у краткосрочной аренды автомобилей есть будущее. Так, за прошедший год парк машин в Городе оружейников вырос с десяти до 35.

- Конечно, мы наблюдаем сезонные всплески, но постепенно горожане подключаются к услуге и привыкают к ней. Нужно время, чтобы потребители распробовали этот сервис. Но процесс идет довольно активно, - подвел итог годовой работы в Туле Дмитрий Иващенко.

Подросток угнал автомобиль каршеринга и разобрал его на запчасти

К примеру, только за первые два месяца - декабрь и январь - машины оператора перевезли более 1,2 тысячи пассажиров. Определенную роль в развитии каршеринга в провинции играют, конечно, туристы из Москвы и Санкт-Петербурга, уже давно знакомые с сервисом. Но и туляки постепенно приобщаются к мировому тренду.

- Это очень удобно и примерно на треть дешевле, чем такси, - поделился с "РГ" житель Тулы Дмитрий Миронов. - Машины новые, всегда чистые, заправленные. Регистрироваться, оплачивать - все легко. А главное - никакой головной боли с техосмотром, ремонтом и прочими "радостями".

Дмитрий Борисович впервые воспользовался каршерингом, когда его личный автомобиль был в ремонте. С тех пор и он сам, и его супруга стали поклонниками этого сервиса. В числе недостатков он называет небольшое количество точек, где можно оставить автомобиль после поездки.

- Я живу в центре, около моего дома таких точек полно, - продолжает Миронов. - Но, например, в Мяснове всего один "пятачок", где можно бросить машину. Если можно было оставлять авто где угодно, я с легкостью отказался бы от личного транспорта.

"Калашников" создал электромобиль для каршеринга

Дмитрий Иващенко поясняет, что месторасположение и количество стоянок зависят от плотности спроса. Пока, по его словам, все действительно сконцентрировано в основном в центре города:

- Отсюда чаще уезжают, - поясняет директор каршеринговой компании. - На окраинах машины дольше стоят.

Оборачиваемость машин в центре города хорошая, хотя пока и ниже, чем в Москве. От этого зависят и тарифы: в Туле, например, стоимость проезда - восемь рублей за минуту, а в других городах - от двух до двадцати рублей.

Где живут нарушители

Жителям Воронежа услуга каршеринга стала доступна в апреле 2019 года. Оператором стала та же компания - CarSmile. В тестовый период воронежцам предлагалось всего два автомобиля, сегодня их 67. Все - марки Renault.

Цена поездки начинается от 6,5 рубля за минуту в зависимости от тарифа. Самое "дешевое" время - с 9 до 11 часов утра. Затем планка поднимается до 8,5 рубля за минуту. При бронировании автомобиля предоставляется 20 бесплатных минут для того, чтобы клиент мог добраться до машины. Затем каждая минута в режиме ожидания обходится минимум в два рубля. Ночное ожидание (с 23 до 7 часов) - бесплатно. То есть можно оставить автомобиль около своего дома и не опасаться, что до утра на нем укатит кто-то другой.

Зона завершения аренды первоначально была небольшой, но за минувшие месяцы она увеличилась в несколько раз.

В мобильном приложении оператора зарегистрировано более семи тысяч воронежских водителей. С его помощью ежедневно совершается около 500 поездок. В месяц клиенты в столице Черноземья в среднем проезжают 45 тысяч километров.

Каршеринговый бизнес перспективен, но он требует серьезных вложений

"Статистика показывает, что жители Воронежа не только активно пользуются каршерингом, но и чаще других нарушают ПДД, - заметили в компании. - В мае 2019 года было зафиксировано 97 таких нарушений на сумму 54050 рублей. В октябре Госавтоинспекция выписала 132 штрафа на 81 тысячу. Одно из самых распространенных у местных каршероводов нарушений - превышение скорости на 20-40 километров в час и проезд на красный свет. Напомним, что в городе наряду с установками, фиксирующими превышение скорости, работают и три камеры контроля проезда на красный свет".

Получая извещение от ГИБДД, служба безопасности компании находит нарушителя и выписывает ему счет на сумму штрафа. При этом начисляется и небольшая комиссия за администрирование платежа. Она составляет шесть процентов (половина здесь приходится на комиссию платежной системы). Для партнерских автомобилей эта цифра незначительно отличается.

Каршеринг "Яндекс. Драйв" заблокирует агрессивных водителей

Если водитель, попавший в ДТП за рулем каршерингового авто, не виноват в происшедшем, это не ударит по его кошельку: автомобили застрахованы по ОСАГО. В случае когда ответственность за аварию лежит на клиенте, взыскание рассчитывают исходя из ущерба. При сумме убытке до 70 тысяч рублей каршеровод заплатит до 50 тысяч. Если ущерб более значительный, то с водителя взыщут 30 тысяч и 25 процентов от общей суммы убытка.

Скрываться с места ДТП, не сообщив оператору об аварии, - себе дороже. Такому водителю назначат дополнительный штраф (50 тысяч) и заблокируют его аккаунт на месяц.

"Условия взыскания штрафов с водителей, нарушивших ПДД, прописаны в договоре присоединения, и наши клиенты всегда могут их посмотреть в приложении на Android или iOS. В случае неоплаты пользователь блокируется в системе с последующим взысканием убытков. При погашении долга водитель вновь сможет ездить на наших автомобилях", - пояснили в компании.

Заглянуть в будущее

Станет ли система кратковременной аренды автомобиля популярной в небольших городах? На этот вопрос нет однозначного ответа. Одни уверены, что за каршерингом будущее, другие в этом сомневаются. В качестве аргумента скептики называют низкую оборачиваемость автомобилей даже в региональных центрах, что делает этот бизнес малорентабельным. По словам Дмитрия Иващенко, каршеринг как бизнес очень интересен, но требует значительных трудозатрат и финансовых вложений. По мнению гендиректора компании, следующий этап развития сервиса в регионах связан с франчайзингом.

- Мы выходим на уровень, когда готовы приглашать к сотрудничеству партнеров в регионах ЦФО, - пояснил Дмитрий Иващенко. - При этом поможем и с лизингом машин, и с обучением. Это бизнес, на котором можно заработать, но надо уметь грамотно действовать и, конечно, иметь желание этим заниматься.

Помимо прочего, каршеринг позволяет существенно разгрузить городские магистрали, и этим может заинтересовать местные власти. И такая поддержка станет хорошим стимулом для развития краткосрочной аренды машин в провинции.

Общественный транспорт Воронеж Тула Центральная Россия