Тюмень
Как только в Тюмени выпадает обильный снег, горожане приходят в негодование от "весенней грязищи" на зимних улицах. Она образуется после обработки дорог и тротуаров антигололедными соляными составами. Снег быстро превращается в месиво, а соскребают и увозят его на полигоны далеко не сразу. Нынче до написания очередной петиции с призывом к властям отказаться от "химии" пока не дошло, но в соцсетях и на порталах некоторых СМИ негативных комментариев было с избытком.
Одни критики видят проблему в невыверенной дозировке реагентов. Другие категоричны: мол, тот же галит сыплют повсюду без разумной надобности ради экономии на снегоуборочной технике. Что ж, когда наблюдаешь, к примеру, обработку автобусных остановок после выпадения снега в виде легкого пушка, подобные подозрения возникают. Работа идет так: легкий трактор подвозит емкость с песко-соляной смесью, два работника не спеша раскидывают ее совочками. Рациональнее, казалось бы, метлу в руки взять - времени уйдет столько же, разве что физических усилий понадобится чуть больше. Ан нет - такая вот механизация.
Дефицита техники Тюмень не испытывает. По данным департамента дорожной инфраструктуры и транспорта, всего в рабочем резерве свыше 600 машин различного назначения. При необходимости все до единой могут работать в круглосуточном режиме. Да, по сравнению с другими городами, сопоставимыми по площади и населению, - очень мощный парк. В третьей декаде ноября тюменцы с удовлетворением наблюдали за работой специализированной дорожной техники, усердно очищавшей как дороги, так и тротуары. Грязная "каша" вроде как приснилась обывателям. Правда, серьезных осадков пока и не было, а куда зима повернет дальше, не предскажешь.
О полном отказе от использования противогололедных материалов при всех их негативных побочных эффектах в муниципалитете и слышать не хотят: мол, альтернативы нет, практически все крупные города, начиная с Москвы, активно применяют их. Технической соли в городе с запасом, есть и каменная крошка, но к последней прибегнут только в сильные морозы.
Екатеринбург
В столице Урала грязь давно стала притчей во языцех: говорят, она здесь особенно агрессивная, даже "прыгает на людей". На днях по этому поводу высказались известные земляки - участники шоу "Уральские пельмени". По словам артистов, они часто ездят по разным городам, и все они значительно чище Екатеринбурга.
- Я не говорю о Минске (все путешественники рассказывают об идеальной чистоте в столице Белоруссии), но и в российских городах мы ни разу не видели черную траву на обочинах. Я бы хотел обратиться к людям, которые ответственны за это: пожалуйста, давайте перестанем сыпать грязь, чтобы растопить лед, как это сейчас происходит. В межсезонье рассыпают отсев, он становится грязью, а летом - пылью. Пусть под Новый год он превратится в волшебную пыль! - воззвал участник шоу Роман Постовалов.
Чем же и в каком количестве обрабатывают тротуары и дороги мегаполиса? По данным комитета благоустройства мэрии, для борьбы с наледью используют мелкофракционный щебень (по сути, тот же отсев), ну а сыплют его каждый день тоннами. Так, 8 декабря на расчистке тротуаров, остановок и перекрестков Екатеринбурга от снега трудилось 483 дорожных рабочих, на пешеходную часть высыпано 8,5 тонны мелкой щебенки, а в ночь с 8 на 9 декабря с помощью спецтехники механизаторы районных ДЭУ "засеяли" тротуары уже 15 тоннами. На следующий день пешеходные зоны расчищали 478 рабочих, для уборки улиц задействовали 169 единиц спецтехники.
- Всего в Екатеринбурге 382 единицы уборочной техники, работающей в зимний период. Она является муниципальной собственностью, работу выполняют специальные муниципальные учреждения, - сообщила "РГ" пресс-секретарь администрации Виктория Мкртчян.
Екатеринбуржцы тем не менее убеждены, что помимо натурального отсева явно используются и химические противогололедные реагенты, в частности бионорд. Особенно хороший "нюх" на это у аллергиков.
В мэрии подтвердили, что многокомпонентную соль используют для дорог, но для тротуаров применяют лишь фракционированный песок. Кстати, оказывается, в состав бионорда входит даже мраморная крошка - наряду с хлористым натрием и кальцием, ингибитором коррозии и загадочной "биофильной добавкой".
- Одно время говорили, что на дороги сыплют торф, поэтому жидкая грязь черно-коричневая. Я считаю, это растопленный снег смешивается с городской грязью. Сколько ни боролись со стихийными стоянками, до сих пор машины паркуют на газонах, обочинах и пустырях, а потом развозят грязь на колесах по всему городу. Борьбу за чистоту нужно начинать с парковок, и не только в центре, а во всем городе, - считает житель Екатеринбурга Николай.
Челябинск
В Челябинске последствия необдуманного посыпания дорог песко-соляной смесью ощутили после снегопада 24 ноября. На улицах образовалась грязно-желтая жижа, вызвавшая негодование автомобилистов и пешеходов, посыпались жалобы.
По всей видимости, буря недовольства из соцсетей докатилась до резиденции губернатора, который на совещании по развитию улично-дорожной сети жестко раскритиковал действия дорожников. По словам Алексея Текслера, в Челябинске даже маленький снегопад превращается в большую проблему. Вместо того чтобы просто смести снег с проезжей части, его посыпают солью и ждут, когда растает. А значит, нужно кардинально менять сам подход к уборке и запастись необходимым количеством дорожной техники.
- Это болезнь Челябинска - любовь к "легкому" труду, - пояснил глава миндортранса региона Алексей Нечаев. - Мы надеемся преодолеть ее после выбора нового подрядчика, с которым заключим контракты до конца этого года. Совсем отказаться от реагентов, конечно, не сможем - это небезопасно. Но теперь ими будут обрабатываться только те участки, где появляется ледяной накат: перекрестки, остановки, уклоны дорог. При этом подрядчик обязан после обработки убрать и вывезти снег, посыпанный реагентом. Это записано в новых контрактах.
Власти Челябинска сейчас определяют опасные места, подлежащие обязательной обработке реагентами. До конца этой недели их перечень вывесят на сайте горадминистрации. А это значит, что теперь любой горожанин сможет сообщить об использовании противогололедной смеси там, где ее быть не должно.
Кроме того, по словам Нечаева, с новым подрядчиком заключат договоры, предусматривающие содержание не только улиц, но и внутригородских проездов и тротуаров. Раньше их очисткой от снега занимались преимущественно дворники, дорожники же отвечали не более чем за 10 процентов проездов и тротуаров в самом центре города. С начала будущего года ситуация кардинально изменится.
- Мы предъявляем новые требования, и за их несоблюдение последуют штрафные санкции, - предупредил министр. - Усиливаем контроль, привлекая независимые лаборатории, исследовательские центры для проведения экспертиз материалов и дорожных работ. А при самом министерстве создан общественный совет и рабочая группа общественного контроля.
Курганская область
"Интересно, что такое разбросали по городу, почему такая слякоть?", "У подъезда, похоже, рассыпали большой мешок соли, мы ее теперь растаскиваем по квартирам. Неужели нельзя придумать что-то более современное?", "Как водитель скажу - стало хуже. По грязной жиже тормозной путь и на шипах немаленький", - возмущаются в соцсетях курганцы.
Увы, никаких новых способов борьбы с гололедом в Зауралье не придумали. На запрос "РГ" представители администраций Кургана и Шадринска ответили, что по-прежнему используют в основном три антигололедных средства: песко-соляную и песчано-щебеночную смеси, а также техническую поваренную соль. Когда эти средства не помогают, на борьбу с наледью выходят рабочие с кирками и лопатами.
Особое внимание в этом году власти уделяют уборке снега. Во всяком случае, никаких снежных "бордюров", как несколько лет назад, в центре Кургана не видно. После каждого снегопада на улицы выходит коммунальная техника и движется колоннами по 5-6 машин. Уборкой снега занимается МУП "Специализированное дорожное предприятие", задействованы и другие организации.
В Шадринске за содержание автодорог отвечают три предприятия, муниципальное и два частных, с ними заключены муниципальные контракты. Вся техника в собственности компаний. После первого крупного снегопада в ноябре у прокуратуры возникли к ним претензии: плохое содержание дорог в надзорном ведомстве связывают с учащением дорожно-транспортных происшествий.
В областном управлении ГИБДД сообщили, что в этом году зарегистрировано 39 ДТП в тех местах, где на проезжей части был уплотненный снег или лед. В них погибли пять человек и 56 травмировались. Впрочем, главной причиной аварий все же становятся нарушения правил дорожного движения, а состояние проезжей части усугубляет последствия. Тем не менее сотрудники автоинспекции выписали владельцам автодорог и обслуживающим организациям 249 предписаний, суды назначили штрафы на общую сумму около 3,66 миллиона рублей.
Сергей Баженов, заведующий кафедрой городского хозяйства УрГЭУ:
- Использование химикатов для дорожников очень рентабельно, ведь вывоз снега влечет большие затраты. Слой снега глубиной более 7-10 сантиметров убирает специальная техника, а если меньше, справляются реагенты: это значительная экономия топлива, зарплат водителям снегоуборочных машин и т.д. Такие технологии применяются давно, во многом они взяты с Запада, но там, в отличие от нашей страны, техника сразу убирает всю эту кашу. В Екатеринбурге технология уборки очень старая, новые только в столице - там снег никуда не вывозят, снегоплавильные агрегаты выливают жидкость в ливневку. У нас же на большинстве городских магистралей система ливневой канализации просто не работает, не справляется с нагрузкой, ее нужно реконструировать. Кроме того, наш климат отличается от европейского, поэтому просто позаимствовать их новшества не получается, а у нас, к сожалению, никаких исследований не ведется. Нужно создавать лаборатории, изобретать новую уборочную технику, современные реагенты. Вообще в сфере ЖКХ требуется технологический скачок.