19.01.2020 07:00
Общество

Нина Усатова: Театр мечется в поисках новых форм

Что напишет Гришковец для Нины Усатовой?
Текст:  Светлана Мазурова
Российская газета - Федеральный выпуск: №9 (8063)
В Казахстане 23 января в прокат выходит картина режиссера Ермека Турсунова "Шыракшы. Хранитель света". До этой премьеры она уже успела произвести фурор на четвертом международном кинофестивале SIFFA - 2019 в Сочи (открытый российско-британский форум), получив сразу два приза: "Лучший фильм" и "Лучшая женская роль".
/ Стас Левшин/ БДТ имени Г. А. Товстоногова
Читать на сайте RG.RU

Лучшей актрисой признана Нина Усатова. Корреспондент "Российской газеты" встретилась с ней в гримерной Большого драматического театра (БДТ) имени Г. А. Товстоногова. Здесь актриса служит уже тридцать лет.

Нина Николаевна, после проката на родине "Шыракшы. Хранитель света" могут показать и в России, по крайней мере, в интернет кинотеатрах он будет легально доступен. И нам, будущим зрителям, интересно, что вас привлекло в этой работе, когда соглашались на съемки? Сценарий, роль?

Василий Сенин поставил в Загребе спектакль по Достоевскому

Нина Усатова: Я посмотрела в интернете фильмы Ермека Турсунова. И мне захотелось встретиться с ним. "Шал (Старик)", "Невестка", "Бродяга" - они пронзительные, покорили меня правдивостью. А в "Шыракшы" - такая трагическая судьба героя - киномеханика Таке. И как закончилась его жизнь…

У него фильмы без компьютерной графики. После просмотра тебя не оставляет боль в сердце. Всем знакомым теперь советую посмотреть их. Прогрессивный, современный режиссер, смело высказывает свое мнение. Про Родину, про казахский народ, его устои, показывает, как люди живут по своим суровым законам, соблюдают традиции. У него снимаются и не профессиональные артисты.

Но все-таки вы представители разных народных традиций. Трудно было понять друг друга?

Нина Усатова: Когда мы встретились, у меня было чувство, что мы рядом жили, работали. На одной волне существуем. У нас одинаковое обостренное чувство на правду. А потом Ермек подарил мне книгу своих рассказов, я прочитала и поразилась: как будто про мою жизнь написал!

У меня прекрасные впечатления от встречи. Наслаждалась красотами природы и общением с интересными людьми. Этот кусок жизни в памяти. Не всегда так бывает. Иногда снимаешься набегами, ничего не помнишь потом.

Алексей Бадаев: Авторских театров почти не осталось

Ермек очень хорошо репетирует, подсказывает. Группа у него сильная - продюсер Канат Торебай, оператор Мартин, помреж Марат. Хлебосольные люди, встречали нас блюдами национальной кухни. Я вспомнила свое послевоенное детство. Мы жили на Алтае, у моего отца были друзья казахи, вместе работали, сено косили, на охоту ходили, все праздники вместе. Не чувствовали разницы между русскими и казахами, разными культурами.

На съемках рассказала одну историю из детства: друг отца подарил мне малахай. Это зимняя шапка-ушанка, из лисы. Я в ней бегала. Легонькая, теплая. Жаль, нет фото… И вдруг продюсер дарит мне малахай из чернобурки. Красота необыкновенная! Жду холодной зимы, буду кататься с горки в этой шапке.

Одна ваша история из детства была даже опубликована?

Нина Усатова: Да, мы рассказывали с Ермеком друг другу свои истории из детства. Он спросил: "Нина, можно я твой рассказ напечатаю?" Нет, говорю, сама собираюсь написать. Но уговорил - разрешила.

А потом мы приехали в Алматы со спектаклем Большого драматического театра "Эрендира". Идет пресс-конференция, рассказываю про съемки "Шыракшы", про режиссера. А вечером Ермек пришел на спектакль. Какая радостная встреча была! Дарит мне книгу и говорит: "Нина, там твой рассказ".

Про что он?

Нина Усатова: Про козла. Интересная интерпретация у Ермека. А у меня другой рассказ получится - с моими ощущениями.

Как выжить в нашем мире, где ложь стала нормой - между мужем и женой, между коллегами, даже с самим собой?

Пишете книгу?

Нина Усатова: Пока от руки. Несколько рассказов уже есть. Жизненные воспоминания. Зарисовки. Многое из детства.

Правда, что вы и живописью вдруг занялись - пишете картины?

Мурманский театр кукол сыграл первый спектакль на собственной сцене

Нина Усатова: Собираюсь учиться - записаться на курсы к художнику, профессионалу. Знаю, что Валечка Теличкина освоила это дело. Смотрите, я повесила в своей гримерке (мы делим ее со Светланой Крючковой) картины художника Любарова - очень они мне нравятся. Классный цикл к Году театра!

Тридцать лет вы в БДТ. Пришли еще при Товстоногове?

Нина Усатова: Нет, в год его смерти поступила в труппу.

За 30 лет у вас всего восемь спектаклей. Почему так мало? Причем два из них - то, что вы играете сейчас: "Эрендира" (премьера 2014 года) и "Слава" (2018).

Нина Усатова: Не ропщу. Сколько есть - и хватит. Здесь такая огромная труппа! Актеры ждут ролей, молодых много, им надо работать, осваивать профессию. Просить работу? Никогда в жизни не делала этого.

Говорят, Евгений Гришковец пишет пьесу специально для вас.

Нина Усатова: Да, ждем. Это выбор Андрея Могучего.

Какой жанр будет?

Нина Усатова: Хотелось бы мелодраму. Люди устали от грязи, лжи. В сериалах слишком много стреляют, убивают. Хочется "Кубанских казаков". Дать людям надежду.

Появились пиратские сайты, намного дороже продающие билеты на спектакли

Может, это будет интимная женская история. Слезы и радость. Зрители разучились воспринимать что-либо сердцем. Как зомбированные мы все. Тык-тык в гаджеты: открыл, посмотрел - и тут же забыл. По Невскому пройдет кто голым - никто не заметит, все уткнулись в телефоны. Все хорошее потерялось - совесть, уважение…

К нам, артистам, свободно на сцену приходят люди, приятельски обнимают, как вещь какую-то, и говорят своим друзьям: "Быстро сфотографируй меня!!!" Зачем, скажите? Многие не знают даже, как зовут тебя… Это горькая участь современного времени. Не поколения - разные поколения вовлечены в это. Больно осознавать… Но не будем о плохом.

Константин Богомолов выпустил в БДТ спектакль "Слава". Как вы решились на работу с режиссером, известным провокационными постановками классических произведений на новый лад? Да еще и материал своеобразный - героическая комедия в стихах с советским пафосом…

Нина Усатова: Я вообще-то динозавр - не сижу в интернете, соцсетях. Умею с этим общаться, если мне нужно что-то посмотреть, но свое жизненное время на компьютер не трачу. О Богомолове, конечно, знала, но его спектакли до этого не видела. Какие только ярлыки люди не привесят, я знаю.

Американские критики назвали лучшие фильмы, актеров и актрис 2019 года

И когда Андрей Анатольевич (Могучий, худрук БДТ. - "РГ") на сборе труппы спросил, не хочу ли я поработать с режиссером Богомоловым, я сразу сказала, даже не задумываясь: "Да!"

Репетировали очень интересно. Костя давно вынашивал замысел постановки этой "пьесы о хороших людях". И передал все, что написал автор Виктор Гусев в 1935 году. Это кусок нашей советской жизни. Там есть и страх, и желание совершить подвиг. И про семью.

Мы каждый раз что-то меняем в спектакле. В Москве играли недавно, Костя говорит: "Нина, а сейчас так скажите про Сталина, чтобы у зрителя холодок по спине пробежал". Теперь я понимаю, как надо играть финальный монолог. С тем страхом, который в пьесе. И в зале ни смеха, ни аплодисментов. Билетов не достать на "Славу". В Таллине, Риге, Москве - везде нас замечательно принимали.

Вы в курсе театральных премьер, новинок?

Нина Усатова: Да, смотрю спектакли в Москве и Петербурге. Естественно, все премьеры БДТ. Прежде у нас в театре был худсовет, наши великие артисты Всеволод Кузнецов, Шарко, Макарова, Басилашвили в него входили. И если Макарова говорила: "Не слышу! С третьего ряда!" - прислушивались, поправляли…

Сейчас подойдешь к актеру, скажешь об этом - кто-то прислушается к тебе, а кто-то не обратит внимания, кому-то не понравится замечание. Когда я была молодой, великая актриса Малого театра Гоголева (она преподавала речь студентам) говорила: "Артиста должно быть слышно до той точки на последнем ярусе!" Артисты старшего поколения без микрофонов, подзвучек так работали голосом, что их шепот был слышен в зале.

Швыдкой: В Доме актера сохранился неистребимый дух вольного комедиантства

Многие эксперименты, перформансы сегодня меня шокируют. Многое не близко. Не искусство это. Театр мечется, ищет новые формы, но все равно, как мне кажется, вернется на круги своя. Зритель приходит к нам не только отдохнуть, развлечься, за впечатлениями, но и вынести что-то, сравнить со своими жизненными переживаниями, ситуациями. "Что ему Гекуба, что он Гекубе, чтоб о ней рыдать?" Если все поставлено на технике, то ничего в душе зрителя не останется. А если артист прочтет монолог, то он и радостно воспримет, и слезами обольется. Это, собственно, вечные чувства.

Сейчас вот второй раз посмотрела в нашем театре "Пьяных" Могучего. Много нового увидела и получила хороший жизненный заряд. Современный взгляд на людей разных поколений. Все правдиво, все из жизни. Как выжить в нашем мире. Ложь между мужем и женой, между коллегами, себе лжем. В зале тишина, за душу берет спектакль. Актеры играют замечательно, правдиво, никто не фальшивит.

Вы сейчас снимаетесь?

Нина Усатова: Буду сниматься в сериале, но про него пока рано говорить. Скоро на канале "Россия" выйдет сериал "Невеста комдива". Я сыграла адмиральшу, а Максим Аверин - моего сына, генерала. Время действия - 1970-е.

А полный метр что-то не предлагают. Нахожу удовольствие в театре и в работе над собой. Много интересного вокруг. Современный мир быстро набирает обороты. Что-то надо отбрасывать. Жизнь многому научила, но продолжаю учиться. Это полезно. Не стоит огорчаться, если кажется, что про тебя забыли, куда-то не пригласили. Считаю: радуйся и продолжай жить!

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Общество Культура Кино и ТВ Театр СЗФО Санкт-Петербург Северо-Запад