"Соник в кино" - явление во многих отношениях удивительное. Этот фильм уже побил рекорд, собрав за первые выходные больше, чем все остальные фильмы по видеоиграм собирали за первые выходные. И не надо быть экспертом-аналитиком, чтобы догадаться, в чем тут дело. Точно не в том, что "Соник" - хорошее кино. Даже если бы он и был хорошим. Основная причина успеха - или, по крайней мере, одна из основных - очевидна, но все же имеет смысл ее проговорить.
Весной прошлого года был явлен миру первый трейлер "Соника", и внешность титульного героя в нем многим показалась отталкивающей. Да чего уж там, редкостным уродцем был этот Соник. Весь интернет тогда, похохотав и наделав смешных картинок по мотивам, единогласно выдвинул требование перелицевать ежу фасад. И требование было удовлетворено: дату премьеры отодвинули и нарисовали Соника заново. Что вообще-то серьезный прецедент. То есть и раньше бывали случаи, когда фильмы уже по окончании съемок, в процессе подготовки непосредственно к премьере доснимали, перемонтировали, заменяли актеров, но впервые нечто подобное произошло в результате открытого двустороннего диалога с аудиторией (пример с "Кошками" не в счет - там изначально уже бессмысленно было что-либо исправлять).
Последствия, которые данный прецедент за собой повлечет, мы пока не способны до конца осознать, хотя как минимум пара минусов такого подхода сразу бросаются в глаза. Во-первых, потакание вкусам широких масс - не есть универсальная формула, иначе б все давно так делали и не сыграл бы никогда Хит Леджер Джокера (и был бы Хит Леджер, вероятно, сейчас жив). Во-вторых, вовсе не обязательно "улучшенная" версия действительно лучше первоначальной, и, что обидно, в большинстве случаев нам никогда не удастся их сравнить. А ведь любопытно было бы посмотреть, допустим, на Кевина Спейси во "Всех деньгах мира".
Ну а из несомненных плюсов - студия Paramount в довесок к ценным рекомендациям огромного международного худсовета получила бесплатную рекламную кампанию неслыханных масштабов. И если это вдруг была спланированная акция, в рамках которой уродливый Соник был специально разработан для привлечения внимания, то тот, кто ее придумал, гений. Если же нет, то ребятам из Paramount несказанно повезло. Потому как без всего этого ажиотажа не было бы, наверное, и рекордных сборов.
В конце концов безусловную выгоду из ситуации извлек отнюдь не зритель, а студия Paramount, которая на фильм больших надежд никогда не возлагала (о чем свидетельствует, помимо прочего, дата премьеры, стоящая вдали от сезона блокбастеров) и не слишком над ним старалась.
Другой аргумент в пользу вышеозвученного тезиса - имя режиссера. Последняя заметная работа в кино Джеффа Фаулера - фэнтези Спайка Джонса "Там, где живут чудовища" 2009 года, причем в титрах он был упомянут в числе специалистов по визуальным эффектам. А как режиссера вы его можете знать по 4-минутному мультику "Суслик обломался" про жадного и неудачливого грызуна, очень популярному в середине "нулевых". Тем режиссерский опыт Джеффа Фаулера полностью исчерпывается.
Однако для Джеффа Фаулера "Соник" - все-таки шаг вперед, чего не скажешь о Джеймсе Марсдене, который чуть менее десяти лет назад уже имел похожий опыт - на производстве фильма "Бунт ушастых", где разговаривал с нарисованным антропоморфным кроликом. И опыт неудачный. Тем не менее что-то сподвигло его повторить.
Попытаемся вообразить себе эту ситуацию. Звонит Джеймсу Марсдену агент и говорит: "Джеймс, у меня есть для тебя отличная роль. Ты будешь разговаривать с нарисованным антропоморфным ежом, и он будет называть твоего персонажа Лордом Пончиком (Lord Donut, в российском переводе - Сэр Пончик)". И вот в каком ментальном состоянии должен пребывать человек, чтобы на это согласиться?
Зато Джиму Керри, который сыграл доктора Роботника, нормально. Джим Керри вернулся к корням - почти как Гай Ричи. Изображая технотирана с манией величия, он вдохновенно кривляется, пляшет, носит роскошные усы и с видимым удовольствием унижает персонажа Ли Мадждуба. Пожалуй, Джим Керри - единственный, кто здесь выкладывается на сто процентов, чем сильно выделяется из общей картины. Поскольку "Соник", как было замечено выше, приложения сколько-нибудь значительных усилий в принципе не подразумевает.
У "Соника" нет свежей цепляющей концепции и интересного мира (вернее, мир есть, но почти не исследуется), как у того же "Детектива Пикачу", а есть лишь одна-две забавных шутки, одна запоминающаяся сцена с замедлением времени, украденная из "Людей Икс", и Джим Керри. Потому вряд ли "Соник" имел бы шансы стать большим событием для кого-то, кроме преданных фанатов одноименной игровой франшизы. Но вмешался непредвиденный фактор, и в целом милое и безобидное, но откровенно посредственное кино стало в одночасье хитом. Впрочем, мало ли что незаслуженно становится хитом. "Соник" - явно не худший вариант.