21.03.2020 17:46
Кинократия

"Тайная жизнь": фильм Терренса Малика с сюжетом

Текст:  Дмитрий Сосновский
Для любителей смотреть фильмы на большом экране нынче времена печальные - премьеры отменяются и переносятся одна за другой, и выбор отважным киноманам, готовым из любви к искусству игнорировать карантин, остаётся небольшой. Однако несколько новинок в российский прокат всё же на этой неделе вышли. Среди них - картина Терренса Малика "Тайная жизнь", получившая две награды на Каннском фестивале.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Тайная жизнь"

Терренс Малик за предыдущие десять лет проделал впечатляющий путь от режиссёра-экспериментатора до философствующего художника, окончательно поселившегося в собственном причудливом мире и периодически посылающего нам оттуда сигналы, полные эффектных образов и пространных размышлений. Венцом процесса трансформации стало бессюжетное умозрительное "Путешествие времени". Достигнув в своём личном путешествии этой крайней точки, Малик решил отойти на пару шагов назад и вернуться к чуть более традиционным формам. И снять кино с поддающимся внятному описанию сюжетом.

"Кукла 2: Брамс": жуткая игрушка сына напугала родителей

Сюжет этот вдобавок основан на реальных событиях и излагает историю Франца Егерштеттера, австрийца, отказавшегося давать присягу Гитлеру. За это он был казнён, а впоследствии причислен к лику блаженных католической церковью, став символом австрийского сопротивления нацистскому режиму. Играет его - и прекрасно играет - Аугуст Диль, гнусный эсэсовец из тарантиновских "Бесславных ублюдков", что весьма иронично.

Известно, что на суде Франц предлагал своим истязателям компромисс - он был готов служить в санчастях, но стрелять во врагов рейха не собирался. Тут сразу напрашивается сравнение с Десмондом Доссом, о котором рассказывается в мощнейшей военной драме "По соображениям совести". Разница в том, что предложение Досса (кстати, имевшего претензии не к конкретной власти, а к войне как таковой) было со скрипом, но принято. А Егерштеттер отправился на гильотину. Поэтому кино о нём снял не пассионарий и поклонник деятельного героизма Мел Гибсон, а флегматичный Терренс Малик.

Пусть наличие чёткой фабулы никого не вводит в заблуждение, "Тайная жизнь" - стопроцентный фильм позднего Малика со всеми обязательными особенностями формы и содержания. Спутать его с кем-то другим просто невозможно.

За три часа (ну да, а как иначе) экранного времени происходит не так много - весь сюжет вполне исчерпывающе описан выше, зато автор успевает вдоволь налюбоваться родной пасторальной деревушкой Егерштеттера, уютно разместившейся среди Альп, и порассуждать на излюбленные вечные темы - ответственность, совесть, страх, отвага, жертвенность, любовь, грех, Бог - и так далее.

Немногочисленные и немногословные англоязычные (по-немецки тут в основном нацисты орут, недвусмысленно подчёркивая универсальность ценностей протагониста) диалоги сменяются задумчивыми закадровыми монологами - отрывками из переписки героя с супругой.

"Бладшот": воскрешенный нанороботами Вин Дизель мстит

Что до визуальной стороны, то замена привычного для фильмов Терренса оператора Эммануэля Любецки Йоргом Видмером, как ни странно, в глаза не бросается, и изощрённость - вплоть до вычурности - съёмки ежесекундно напоминает о том, чей фильм мы смотрим, и это спорадически подчёркивается выразительными находками вроде снятой от лица жертвы сцены избиения и удивительно умелым внедрением такого не шибко свежего приёма, как использование широкоугольного объектива.

В общем, "Тайная жизнь" - фильм, конечно, не столько о Франце Егерштеттере и его тихом подвиге, сколько обо всём том, что Терренс Малик всё это время хочет нам сказать. И хотя мы давно уже его услышали, ценители его своеобразного киноязыка с удовольствием погрузятся в это функционирующее сугубо по собственным законам пространство ещё раз. Непричастные, как обычно, недоуменно прохлопают глазами весь сеанс.

3.5
Рецензии