Урок литературы с элементами рисования
Анна Ихсанова работает в гимназии-интернате, где обучаются только одаренные девочки. К слову, учебное заведение вошло в 500 лучших по результатам ЕГЭ в России.
- Наверное, самый популярный вопрос: "Каково это вести уроки в классе, где присутствуют только девочки?" - говорит Ихсанова. - У всего есть свои плюсы или минусы. Это все равно что сравнивать, что лучше - молоток или чайник. Все зависит от того, чего вы хотите добиться от образования ребенка. Но для меня это очень интересный опыт - поработать в школе, где обучаются только девочки. Нельзя сказать, что это идеальное решение. Но педагогика тем и сложна, что не бывает стопроцентно правильных решений. Возможно, если бы мальчики также учились в классе, девчонки не были бы настолько раскрыты и раскрепощены в хорошем смысле слова.
На уроках у лучшего в Казани педагога царит доверительная атмосфера. Девочки много смеются, и чувствуется, что они доверяют ей. Анна Александровна за то, чтобы отношения между учеником и учителем были теплыми и дружескими. Но чтобы наставничество все же присутствовало, не скатываясь в панибратство.
На уроке литературы, к примеру, можно увидеть, как ученицы рисуют. Сама Анна часто использует проектор или музыкальный центр, чтобы разнообразить подачу материала.
- Урок не должен быть скучным, - говорит Анна Ихсанова. - Тяжело концентрироваться, когда тебе монотонно что-то говорят. Рисование - это фиксация определенных элементов. К примеру, с помощью определенной схемы девочки нарисовали основные моменты биографии Виктора Астафьева, чему вы были свидетелем. Это не один человек подготовил доклад, толком не выучив его, и теперь пытается проговорить все по бумажке. Девчата разбились на группы, подготовили рисунки, обсудили их и где-то посмеялись. А на самом деле в головах у них зафиксировалась важная информация.
Сама идея ЕГЭ хорошая, но надо поработать
В конкурсе "Учитель года" Анна Ихсанова участвовала впервые. И сразу победила. Своими секретами, которые помогли ей стать лучшей, предпочитает не делиться, нескромно.
- Если на успех спортсмена влияет его тренерский штаб, то у меня это моя группа поддержки, которая помогала мне работать над конкурсными заданиями, - говорит преподаватель. - По сути, это не конкурс различных инструментов и методик, а соревнование в умении ими пользоваться.
Анна Ихсанова не стеснялась подходить за помощью к учителям других предметов, если в своих конкурсных занятиях ей приходилось использовать математику или физику.
- Ребенок должен понимать, что мир - это не абстрактные науки. Он сложный, и нет такого, что сейчас, в данную секунду, работает только один физический закон. Есть еще законы химии и общества, и это происходит в один момент. И в конкретную минуту ученик может наблюдать, как работают все предметы, которые он изучает. Практическая направленность знаний современным детям очень важна. Сейчас такое поколение, которому нужно понимать, что и зачем они изучают. Важно это потрогать, почувствовать. Иначе дети не будут принимать информацию.
По словам учительницы, тот же синтаксис в русском можно преподносить через современные песни, давая понять, что поэзия имеет практическую значимость, что метафора и эпитет - это не только в текстах Пушкина, но и в произведениях современных авторов. Абстрактные знания, по ее мнению, сегодня для современных детей не представляют большой ценности.
В гимназии весьма развито олимпиадное движение, ученицы Анны Александровны неплохо сдают ЕГЭ. По ее мнению, сама идея единого экзамена хорошая, нужно только немного поработать над ее реализацией.
- Много людей из провинции получили реальную возможность поступать в столичные вузы. До этого она была у столичных жителей только в силу того, что они могли заниматься с университетскими преподавателями, а у абитуриентов из регионов такого не было.
Читают и пишут на бегу
Анна Ихсанова не разделяет мнения скептиков, что русский язык сегодня в опасности.
- Если мы с вами говорим как языковеды, то русский язык слишком велик, чтобы быть в опасности, и все, что с ним происходит, это логично. Когда-то давным-давно прошла реформа орфографии, и люди, наверное, думали, что язык в опасности, но оказалось, нет. Кронгауз, например, считает: что бы ни происходило с языком, он отражает нашу жизнь. Но если мы с вами говорим с точки зрения учителя русского языка, то, конечно, и дети, и взрослые не так внимательны к нормам. Мессенджеры, которые активно вошли в нашу жизнь, сняли стигматизацию орфографических ошибок. Сегодня мы часто пишем на бегу, и любой орфографический промах можно свалить на Т9 и тому подобное. Сегодня далеко не во всех газетах есть корректор, не все представители СМИ следят за нормами русского языка. Кто-то это делает осознанно, пытаясь быть ближе к народу и читателю. И многое будет зависеть от того, кто победит в этой битве. Если общество решит, что ему более приятен правильный устоявшийся вариант русского языка и станет за это голосовать своим вниманием и кошельком, подписываясь на издания, то соперник вынужден будет подстраиваться. Пока же мы видим, что и издаваемые книги не вычитываются тщательно. Но если общество так не проголосует, то нормы русского будут более расплывчатыми.
Что касается литературы, то лучший казанский преподаватель не понимает, как можно заставить современных детей любить читать.
- Очень странно слышать от людей, которые сами не читают, жалобы на то, что их дети не притрагиваются к книге, - говорит она. Нужно у подрастающего поколения сначала убрать страх перед ней. Одно название "Война и мир" вызывает трепет у подростков, да и у взрослых. Но BBC не просто так экранизировали произведение, а это коммерческий канал. Они бы не стали браться за то, что не будет пользоваться популярностью. А если англичане там что-то нашли для своего сериала, значит, и мы тоже сможем.
Нужно показывать, что все проблемы, которые есть в классике, актуальны и сейчас. Времена меняются, а трудности остаются все те же, и, самое главное, люди остаются теми же. Андрей Болконский не мифический персонаж, он такой же, из плоти и крови, и его мучают те же вопросы, которые мучают и нас.
"Не сдашь ЕГЭ - пойдешь в дворники…"
Анна Ихсанова утверждает, что учитель - это прежде всего профессия, но в ней сложно без призвания. Однако престиж ее в обществе подорван.
- Иногда читаешь новость про учителей, и комментарии там такие, что думаешь, не буду говорить, кем я работаю. Мне кажется, доверие было подорвано в непростые 90-е годы. Очень сложно воспринимать с пиететом человека, стремиться быть похожим на учителя, когда тот бедно одет, да еще и озлоблен на весь мир. Он не может не озлобиться, если, конечно, не святой, и у него есть дети, которых тоже нужно кормить. А профессией своей он это сделать не может.
По мнению преподавателя, нужно прежде всего учить общество уважать чужой труд. Надо демонстрировать это на уровне государства.
- Вообще было бы хорошо, если бы у нас культивировалось уважение вне зависимости от профессии, просто к самому человеку. Ведь есть же страшилка, "вот не сдашь ЕГЭ, будешь работать дворником". При этом дворник - прекрасная профессия. Заставить кого-то уважать на законодательном уровне, мне кажется, невозможно.
Будучи молодым специалистом, она никогда не задумывалась о переезде в село, несмотря на все преференции, которые обещает государство.
- Я абсолютно городской человек, сельская жизнь не для меня. Тем не менее государство действительно своей помощью может привлечь молодых специалистов в село. Но им это должно быть в удовольствие.
Анна Ихсанова считает, что в Татарстане заботятся об учителях, чего нельзя сказать обо всех регионах страны.
- Школа - это мое, здесь я себя чувствую более счастливой. Я не могу говорить, что произойдет через 10-15 лет, но на данном этапе учительство - это мой осознанный выбор. При этом я не могу осуждать людей, которые стояли на развилке после получения педагогического образования, думая, в какую сферу пойти работать. Люди хотят хорошо жить, и педагоги в том числе. И это их право.
А впереди проба сил на республиканском конкурсе "Учитель года".