Начнем с того, кем были жены-мироносицы. Куда они несли это миро? Женами-мироносицами называют женщин, которые в ночь Воскресения Христа спешили к Его гробу, чтобы по восточному обычаю того времени помазать истерзанное тело распятого Иисуса благовонными маслами.
Это были неслучайные женщины. В дни, когда Спаситель обходил с проповедью города и селения, часть уверовавших пошла за Христом, оставив дом и разделив со своим Учителем тяготы опасного странствования.
Это были апостолы - двенадцать учеников Христа и женщины, которых потом и назовут "жены-мироносицы". Евангелие упоминает только семь имен, но, скорее всего, их было больше. В Евангелии от Луки читаем, что Иисус "проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим". Евангелисты упоминают еще Марию Клеопову, Саломию, а также Марфу и Марию - сестер Лазаря, воскрешенного Иисусом.
Больше всего сведений Евангелие дает о Марии из Магдалы, Марии Магдалине. Сообщается, что Иисус изгнал из нее семь бесов. Сестер Марфу и Марию мы встречаем в эпизоде воскрешения "Трехдневного Лазаря". Иоанна, вероятно, была состоятельной женщиной, о ее муже говорится, что он управлял домом царя Ирода. О Саломии сказано, что она была матерью сынов Зеведеевых Иакова и Иоанна, женой pыбака. Все они не просто сопровождали Спасителя и Его учеников, они, помогали им - как сказано в Евангелии "служа имением своим", то есть, заботясь о том, чтобы был кров и еда, готовя эту еду. Конечно, женщины были знакомы с Марией, Матерью Христа. Вероятно, они были подруги. Все, больше ничего об этой стороне жизни жен-мироносиц мы не знаем. Скудные сведения. Ничего из ряда вон выходящего. Обычные женщины - чьи-то дочери, жены, матери, вдовы. И, тем не менее, их имена пережили века. Отчего? Наверное, потому, что чистота сердца и способность сострадать - качества крайне ценные в глазах Бога.
В первом Соборном Послании Святого Апостола Петра есть такой призыв: "Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом".
То есть главное - красота внутренняя, то, что еще называется одухотворенностью, а не та обертка, не то блестящее внешнее, которому наша сестра как раз уделяет максимум внимания. Вот эта самая "нетленная красота" и увековечила этих, казалось бы, обычных женщин.
"Не столь удивительно, - читаем размышления святителя Иоанна Златоyста о подвиге жен-мироносиц, - что они пpивязались своим сердцем ко Господу Спасителю в те дни, когда сквозь пелену Его смирения и уничижения проступала Божественная слава в Его чудесах, когда раздавалась еще неслыханная на земле проповедь. Hо для нашей мысли изумительно видеть их не поколебавшихся в своей любви ко Господу, когда Он, истеpзанный, оплеванный, был предан на смерть".
Из Евангелия мы знаем, что при Кресте Христа стояли Его Мать Мария, Его ученик Иоанн, Мария Клеопова и Мария Магдалина. Как говорит митрополит Антоний Сурожский в проповеди на неделю жен-мироносиц, "они еле упоминаются в Евангелии до Страстных Дней, когда Христос был предан, взят, оставлен, распят, убит. Но вот в это время они вдруг появляются. У Креста апостолов не было. Иуда повесился. И только Иоанн стоял с Божией Матерью, потому что он был апостолом любви, как и Божья Матерь, была любовью воплощенной, выражением всей любви к Богу и всей любви Божественной к нам, людям. И когда внешне, по видимости, была одержана победа зла над Христом, когда Он был предан и распят, когда Он умер как бы бесповоротно пораженный, тогда появились те, которые оказались верными Ему не только во дни Его учительства, но во дни Его поражения. Кажущегося, но очевидного поражения, в котором никто не мог сомневаться, и которое могли победить только любовь и верность до конца".
Да, это не апостолы не побоялись прийти на Голгофу, это жены-мироносицы стояли при Кресте Спасителя, не оставляя Христа в Его страданиях. Больше того, вместе с тайными учениками Христа - Иосифом и Никодимом - они yчаствовали в погребении Учителя.
Погребение Христа было поспешным: приближался праздник еврейской пасхи, и в нарушение установленной традиции тело распятого Иисуса не было умащено миром. На следующий день, после погребения Иисуса, в субботу покоя, рано утром, жены-мироносицы бесстрашно идут к гробу Господню, чтобы оказать Иисусу последнюю погребальную почесть: умастить миром Его тело.
"В тот час, когда испуганные ученики прятались, женщины вдруг стали смелыми и бесстрашными, - размышляет афонский старец Моисей Святогорец. - Их огромная любовь сделала их мужчинами в душе, придав мужества, героизма и неустрашимости. А любовь и отвага наполнили их сердца радостью. Они не нашли мертвеца, которого шли помазать миром. Их учитель воскрес, как и предсказывал им ранее…
Сильная любовь этих простых и слабых женщин заставляет их бежать на гроб Живодавца. К своему изумлению они находят его пустым, а потому недоумевают, удивляются, ликуют и воодушевляются. Они купили дорогих благовоний, встали рано утром, изгнали из своих сердец беспокойный страх и пришли на гроб до восхода некоего изумительного солнца. Все для них светло, чисто, непорочно, священно, честно, прозрачно, чарующе, светоносно, благодатно и радостно. Они пришли, чтобы помазать благовониями, но вместо этого умастили благовониями их самих. Их жизнь наполнилась бесконечным светом, смыслом, жизнью, бесстрашием и сладостью".
Факт, породивший тома богословских рассуждений: первыми Воскресшего Христа увидели женщины. Среди православных даже гуляет шутка: "Почему Воскресший Господь сначала явился женщинам? Чтобы весть о Воскресении быстрей разнеслась по миру".
Нет, конечно, не наша болтливость - качество оцененное Богом. Бесстрашие жен-мироносиц шло от их милосердия, их самоотверженность - от любви, причем любви жертвенной. Жены-мироносицы олицетворяют для нас все лучшее, что есть в женском сердце: искренность, способность к состраданию, преданность, чистоту сердечных порывов и способность любить так сильно, что уже сама эта любовь возносит до вершин человеческого духа. Поэтому третье воскресенье после Пасхи Церковь посвящает евангельским повествованиям о явлении воскресшего Господа святым женам-мироносицам. А а теперь сравним глубину смыслов этого праздника с идеей Международного женского дня.