24.09.2020 12:07
Культура

На экранах - накаленная семейная драма "Гнездо"

На экранах накаленная семейная драма "Гнездо"
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №216 (8270)
Кинодрама "Гнездо", вышедшая у нас в ограниченный прокат, - редчайший в современном кино случай, когда выдающимся актерам достается выдающийся драматургический материал, и их игра в самом буквальном смысле захватывает дух. Бытовая драма смотрится как триллер - так высок здесь уровень напряжения. Хотя, казалось бы, из чего сложен весь этот саспенс - из реплик, пауз, взглядов, из больше слов говорящего молчания, всего того, из чего состоит рутинная жизнь семьи. Но эта жизнь оказывается полем боя жизненных позиций, идеалов истинных и ложных, реальных и эфемерных. Здесь есть о чем думать.
/ kinopoisk.ru
Читать на сайте RG.RU

Пара любящая, красивая, успешная. Двое симпатичных детишек. Рори О'Хара - вышедший "из низов" бизнесмен, отточивший свой опыт в Америке и решивший вернуться в Англию, которую когда-то покинул для своей заокеанской карьеры. Чтобы здесь применить свой новый опыт и стать наконец мультимиллионером, выбиться "из грязи в князи". Амбициозный парень, неистовый романтик от бизнеса. Его играет харизматичный Джуд Лоу.

Валерий Фокин завершил съемки своего нового фильма "Петрополис"

Его супруга Эллисон хороша собой, но более прагматична: мечтает не о воздушных замках и сказочных богатствах, а о прозаической ферме, где можно разводить лошадей, задавать им корм, седлать, объезжать и холить. Ее играет Кэрри Кун, театральная актриса из Чикаго, номинантка на премию "Тони" за главную роль в бродвейском спектакле "Кто боится Вирджинию Вульф?" Она снималась в сериалах, но в большом кино это для нее запоздалый дебют, и он блистателен.

Эллисон хочет построить фундамент пусть скромного, но дружного налаженного дома, а для Рори важны внешние атрибуты богатства - они дадут ему положение в обществе. И он покупает для маленького семейства огромное старинное поместье, настоящий замок, несообразно дорогой для его скромных финансовых достижений. Оба молоды, их сексуальная жизнь в полном порядке (и фильм это покажет), но оказывается, что к физической близости должно прилагаться нечто большее - близость натур, общее понимание смысла жизни. И вот здесь начинается катастрофа. Вскоре ее грозовые раскаты почувствуют и дети. Огромный гулкий замок теперь полон предвестий беды, семейное гнездо готово рассыпаться в прах.

И все это - без привычных уже причиндалов накаленного триллера: погонь, перестрелок, зловещей музыки. Все только на интонациях, тревожном выражении глаз, великолепно выписанных диалогах (картину лучше смотреть в оригинале с субтитрами: индивидуальная актерская манера здесь так важна, что страшно вообразить этот фильм снабженным стандартно сдавленными голосами наших дублеров).

На Урале снимается фильм-катастрофа о событиях 1981 года

Картину по своему сценарию поставил Шон Дуркин, известный по успешному фильму "Марта, Марси Мэй, Марлен". По его признанию, в детстве он любил смотреть хорроры, но только до определенного момента: пока ждешь ужасов - интересно, но до первой крови - сразу становится скучно. Именно эту "первую половину" он и сделал сильной стороной своей новой картины: она захватывает не действием, а их предчувствием, не назревающим итогом, а процессом неуклонного к нему сползания - медленным, но неостановимым отдалением двух любящих людей.

Интересно, что, написав практически театральную пьесу, Шон Дуркин ставит по ней полноценное кино, безупречно владея его плотским языком и полагаясь на блестящего оператора венгра Матьяша Эрдея ("Сын Саула"). Физически ощущаешь эту несоразмерность гигантского замка, который должен символизировать успех отца семейства, и реальных возможностей Рори, его личностных габаритов. Герой словно актер, взявшийся не за свою роль, - играет "избранного", но чем дальше, тем хуже, ему категорически не удается роль персонажа высшего света, ценителя изящных искусств и театра, где он с его пролетарской закваской никогда не был. Мы видим, как в шуме и блеске светских приемов растворяются без следа личности героев, как они становятся не теми, кто есть на самом деле. Фильм красив, но в эту красоту герои не вписываются - словно люди в одеждах от кутюр, но не по росту. Необычно выразительна звуковая среда картины - физически ощущаешь гулкость ее пространств и их фактуру. Для Джуда Лоу роль Рони - возможно, лучшая в его успешной карьере: она для него самая сложная, потому что актер обладает редкой харизмой, которая явит особенно трагический контраст разрушению личности его героя: это теперь харизма зарвавшегося геймера-неудачника.

Фильм "Цой" отобран в конкурс Варшавского кинофестиваля

Фильм Шона Дуркина - словно пришелец из лучших времен кино, когда оно еще не полагалось на спецэффекты, а внимание публики умело держать сильной драматургией и виртуозностью актеров. Когда не динамика, а философия жизни занимала умы творцов и их зрителей. Это относительно компактный фильм, но он вмещает в себя такие глубины, что, кажется, мы не расставались с его героями целую вечность, причем ни минуты не было с ними скучно. А то, что действие происходит в 80-е годы, дает камерному, казалось бы, фильму еще одно измерение - историческое: с дистанции времени отчетливее видна иллюзорность многих надежд мирового сообщества.

Мировое кино