15.06.2021 05:00
Экономика

Туристам предложили экзотический маршрут на "край земли"

Текст:  Наталия Швабауэр (Екатеринбург)
У любителей экзотики есть уникальная возможность прокатиться по самой длинной узкоколейной железной дороге в России - Алапаевской в Свердловской области. Здесь же найдут развлечение и туристы-экстремалы. Протяженность узкоколейки сегодня составляет 177 километров. А в момент расцвета, в 1960-1970-е, она была в 3,5 раза длиннее. По ней вы проедете мимо лесных поселков и доберетесь "края земли". Еще одна уникальность дороги - по ней ходит единственный в стране православный узкоколейный вагон-храм. Она также включена в "Императорский маршрут" Екатеринбург-Алапаевск.
Читать на сайте RG.RU

На краю земли

"Таких узкоколеек с пассажирским движением, как наша, в России больше нет, да и в мире, пожалуй, тоже. Они все по 5-11 километров, - рассказывает директор Алапаевской узкоколейной железной дороги (АУЖД) Олег Булатов. - 750-миллиметровая колея легкая, для движения по болотам она удобнее и дешевле, чем 1520-миллиметровая. Под ту надо укладывать основание, подсыпать щебня, проводить выторфовку (вынимать и вывозить торф - прим. ред.)".

Астраханские рыбаки рассказали, как поймать вкусную воблу

От Алапаевска до Санкино ехать примерно пять с половиной часов, до Калача ("края земли") - восемь. Вагоны сидячие (с жесткими скамейками, как в старых электричках) или плацкартные (на 16 мест, полки только боковые). Для небольших групп туристов есть возможность покататься в "мягком" - железнодорожники установили диванчики. Правда, проход остается совсем узкий.

В основном, тургруппы возят до Верхней Синячихи в субботу днем. Там расположено памятное место "Императорского маршрута" - шахта Межная. Вообще-то сюда можно легко добраться по автотрассе, всего-то 19 километров, но по узкоколейке гораздо романтичнее.

Для туристов подготовили мини-брендированный состав со шторками на окнах и портретами членов царской семьи на стенах. Он "домчит" до пункта назначения за 1 час 10 минут. Быстрее не получится: по узкой колее нельзя развивать скорость больше 30 километров в час. Пассажирам в дороге предложат чай с фирменными булочками, сшить тряпичную игрушку, посмотреть исторический фильм или спеть в караоке.

Увидеть аппарат Трегера

Музей истории Алапаевской узкоколейки, в котором пять залов, тоже необычен. Во-первых, он находится на втором этаже действующего электроцеха. Когда-то сюда поднимали кран-балкой детали для ремонта, теперь бывший промлифт закрыли стеклом.

Стало известно, сколько россияне потратят на отпуск

Гид дергает язык настоящего станционного чугунного колокола. Раньше один удар означал прибытие состава, два удара - пять минут до отправления, три удара - поезд трогается.

Еще один удивительный экспонат - электрожезловый аппарат Трегера. Он помогал избежать столкновения двух составов на перегоне. Чтобы извлечь металлический жезл, его надо прогнать по "лабиринту" к отверстию, помеченному звездой, и повернуть диск на 90 градусов. Раньше перед отправлением поезда дежурный по станции звонил на следующую. Если там были готовы к приему состава, крутили ручку индуктора. Ток по проводам поступал в электрожезловый аппарат и разблокировал замок. Дежурный вынимал жезл и вручал машинисту, тот на станции прибытия передавал его другому дежурному. Вытащить сразу несколько жезлов из аппарата невозможно, а суммарно в двух их всегда должно быть четное количество.

Директор музея Екатерина Файзулина берет в руку странную металлическую петлю с длинной ручкой. Немного похоже на сплющенную ракетку без сетки.

"Если состав не мог полностью остановиться, груженый, допустим, то машинист сбрасывал скорость до пяти километров в час. Дежурный по станции брал этот жезлоподаватель, вставлял жезл в пружинный держатель, - объясняет она предназначение предмета. - Машинист вытягивал руку в окно, хватался за петлю, быстро вынимал жезл. И выкидывал назад жезлоподаватель с жезлом от предыдущего перегона".

Не менее впечатляет уличная экспозиция: товарные вагоны и снегоочистители путей с деревянным кузовом. Этакие прапрадедушки нынешних.

Эх, прокачусь!

Посещение музея и поездки по узкоколейке до Верхней Синячихи начали включать в некоторые туры, в том числе и в "Императорский маршрут". Но тем, кто хочет почувствовать настоящий отрыв от цивилизации, можно приехать в Алапаевск самостоятельно.

Для туристов начали готовить специальных волонтеров

Сначала электричкой, либо на машине, перебраться с одного железнодорожного вокзала на другой и купить билет до Калача или Санкино. Вокзал и музей АУЖД расположены на улице Бочкарева, 73.

Стоимость поездки невысокая: от 26 до 112 рублей в жестком вагоне, в плацкарте - от 44 до 160. За организованную экскурсию с гидом и обедом с вас попросят уже 600-700 рублей. На посещение музея надо записываться предварительно.

Кроме того, для любителей экстрима местные жители организуют мини-туры на "пионерках". Это такие самодельныемотодрезины, на которых передвигаются от одной лесной деревни до другой. Записаться на них можно в соцсетях.

Дорога трех маршрутов

Создавалась узкоколейка 123 года назад, чтобы доставлять древесный уголь с Алапаевских дач на три металлургических завода. Несмотря на почтенный возраст это до сих пор действующее предприятие.

Его парк насчитывает 15 тепловозов, 14 пассажирских вагонов и около 300 грузовых. В трех депо трудятся 100 человек. Они обслуживают три маршрута: Алапаевск-Санкино, Санкино-Калач и Алапаевск-Синячиха. В год перевозят до 20 тысяч пассажиров.

Где смогут провести отпуск дальневосточники

И это не только туристический маршрут. Для жителей лесных поселков он - единственное средство связи с "большим миром". "Электричество там дают по часам, интернет недоступен. Когда-то это были узловые станции Ельничное, Сосновка, Маевка. Сегодня многие почти перестали существовать, - рассказала Екатерина Файзулина. - Самая отдаленная действующая - Калач - расположена в 145 километрах от Алапаевска, там всего девять жителей. Поезд к ним ходит два раза в неделю. В Санкино составы стыкуются и обмениваются пассажирами".

Алапаевская узкоколейка на 16 лет старше своей ширококолейной "сестры". У них разные вокзалы, но пути несколько раз пересекаются. Особенно впечатляет "трехнитка" на городском переезде, где узкая колея вписана в широкую. Хотя прокладывали ее изначально для того, чтобы возить грузы, внешне не найти отличий от обычной железнодорожной линии, только вагончики меньше по размеру.

Все тексты сюжета "Отпуск-2021. Выбор есть!" читайте здесь.

Туризм Екатеринбург Урал и Западная Сибирь