11.08.2021 10:44
Общество

Кировчанка вернула долг отца-фронтовика почти через 80 лет

Текст:  Олег Четвериков (Киров)
Российская газета - Неделя - Приволжье: №181 (8532)
Кировчанка Татьяна Ивановна Корзунина рассказала автору этих строк такой эпизод из жизни своего отца.
/ Олег Четвериков
Читать на сайте RG.RU

По машинам!

Еще до Великой Отечественной войны Иван Корзунин получил специальность шофера. 22 июня 1941 года было воскресенье, а в понедельник он пошел в военкомат, где ему сказали, что с первой же командой его отправят на фронт. Тогда Иван Корзунин уволился с работы и стал ждать повестки из военкомата.

Как вятский красноармеец Онохин стал фотолетописцем своей дивизии

В это время в Кирове начали формировать части 311-й стрелковой дивизии. Ивана Корзунина зачислили в отдельную автотранспортную роту. Автомобили ставили на железнодорожные платформы для переброски на запад. Водителей рассаживали по двое в кабину. Напарником Ивана Корзунина стал молодой парень.

Отправка эшелонов со станции Киров-2 на фронт происходила ровно 80 лет назад - 11-12 августа. Киров в то время был небольшим провинциальным городом. Горожане целыми семьями вышли провожать своих родственников. Защитники Родины одаривали детей гостинцами, чтобы они крепче запомнили своих отцов.

А Ивану Корзунину не на что было купить гостинцев. Он же уволился с работы больше месяца назад, и все деньги в семье были давно прожиты. Видя такую ситуацию, напарник Ивана Корзунина предложил ему взаймы. Дескать, сейчас купи гостинцев на мои, а на фронте вернешь из денежного довольствия.

Так и сделали. Накупил Иван Корзунин игрушек детям на прощание. И после этого отправился на фронт.

Бомбежка не дала доехать до фронта

"СОЮЗ" публикует три истории о том, как хранится память о подвиге на войне

14 августа эшелон остановился на станции Гряды неподалеку от Малой Вишеры (Новгородская область). В небе возникли две черные точки. Никто не верил, что это немецкие самолеты. Вдруг с них посыпались бомбы. Началась паника. Иван Корзунин выпрыгнул из кабины на одну сторону железнодорожного полотна, а его напарник - на другую. Через пару минут налет прекратился. Иван Корзунин остался жив, а его сосед по кабине погиб. Похоронили его прямо у полотна железной дороги.

Такую историю рассказала мне Татьяна Ивановна Корзунина про своего отца. И при этом посетовала, что фамилия погибшего шофера давно стерлась из памяти. Вот бы узнать, как же звали того человека!

И тут нас осенило. Ведь списки погибших во время Великой Отечественной войны есть в открытом доступе! При желании можно установить фамилию бойца. И пораженная этой догадкой, Татьяна Ивановна взялась за поиски. Изучила списки погибших за 14 августа 1941 года в разделе 311-й стрелковой дивизии. И выяснила фамилию погибшего шофера - Десятков!

Вот так встреча!

Это случилось накануне Дня Победы 9 Мая несколько лет назад. Никаких локдаунов еще не было. На парад "Бессмертного полка" Татьяна Ивановна отправилась с портретом своего отца Ивана Корзунина. И нос к носу столкнулась с пожилым мужчиной, который нес портрет своего папы-фронтовика. И фамилия его была Десятков!

Найдена неизвестная ранее фотография смотра частей Кировской дивизии

Свидетелем этой невероятной встречи стал наш товарищ по поиску Георгий Васильевич Сокерин. По собственной инициативе он изготовил большой транспарант с номером 311-й стрелковой дивизии. И сын погибшего шофера Десяткова, увидев издалека номер дивизии, подошел к нему с вопросом: "У меня отец призывался в 311-ю дивизию, а где и как он погиб, я не знаю".

И тогда Татьяна Ивановна Корзунина рассказала ему эту историю про гостинцы и про бомбежку на станции Гряды.

Вот как вспоминает этот случай сама Татьяна Ивановна:

- Когда меня окликнул Георгий Сокерин, я оглянулась и буквально в метре от себя увидела портрет красноармейца со знакомой фамилией - Десятков Александр Александрович! У меня на мгновение отнялась речь, я только рукой замахала: "Стойте!" Это было просто невероятно!

Для полноты картины надо сказать, что сына Александра Десяткова зовут Геннадием Петровичем Коженковым. Он носит чужую фамилию, так как в детстве его усыновил другой вернувшийся живым фронтовик. Но правду о последних минутах жизни своего родного отца Геннадий Петрович хотел узнать всегда. Вместе с ним мы составили письмо в администрацию Маловишерского района с просьбой увековечить фамилию шофера Десяткова на плите воинского мемориала в Малой Вишере.

Тем временем

Татьяне Ивановне Корзуниной и Геннадию Петровичу Коженкову перевалило за восемьдесят. После знакомства они сохранили добрые отношения и сейчас поддерживают друг друга. Тот долг, который не смог вернуть земляку Иван Корзунин, сполна оплатила его дочь: ведь именно она помогла Геннадию Петровичу Коженкову узнать обстоятельства гибели отца.

Ветеран войны рассказал, как 12-летним мальчишкой дошел до Берлина
История Киров Приволжье