В жилом комплексе, который строится на Шелепихинской набережной, будет более шести тысяч квартир. В трех уже готовых корпусах расположены около 2,5 тысячи квартир. Все попытки провести очное собрание собственников хотя бы одного корпуса заканчивались провалом. Очное обсуждение превращалось в базар, где жители и управляющая компания не слышали друг друга. Заочный вариант, когда жителям раздавали бланки с вопросами, мало кто заполнял.
В результате за три года существования ЖК ни разу не собрали кворума, а значит, все собрания считались несостоявшимися. "У нас есть претензии к уборке территории и дома. К расчетам счетов за общедомовое обслуживание. Неясная схема, куда идут средства за аренду нежилых помещений, - перечисляет корреспонденту "РГ" проблемы дома один из жителей, Павел Быстров. - Если управляющая компания не хочет слышать жителей, ее надо менять. А сделать это может только собрание собственников. В общем, круг замыкается".
Инициативные жители решили подыскать электронную платформу, на которой можно в пару кликов проводить собрания собственников. У частных сайтов много плюсов, но есть два существенных минуса: мало кто поручится за безопасность хранения данных собственников, и не всех признает Мосжилинспекция, без визы которой любые решения собраний считаются недействительными.
В результате жители вышли на ГКУ "Новые технологии", разработчиков портала "Электронный дом". Выяснили, что регистрация идет через учетную запись на портале mos.ru, а значит, данные о квартире и ее собственнике зачищены. А поскольку это региональная система, то опросы можно проводить без предварительного очного собрания жителей, это позволяет Федеральный закон N 156 от 25.05.2020. И функционал хороший: есть новостная лента, доска объявлений, оповещение граждан.
За короткое время активисты убедили зарегистрироваться на портале порядка 150 собственников квартир или 10 процентов от общего числа жителей. "Как только наберем кворум, начнем не жаловаться, а решать проблемы", - уверен Павел Быстров.
Как рассказали "РГ" в пресс-службе ГКУ "Новые технологии", за год работы платформы к ней присоединились жители 79 процентов жилых домов города. Из них 30 процентов домов - управляемые частными компаниями, и число таких домов растет. Проведено уже более 300 общедомовых собраний. "Одна из задач проекта - создать эффективную и комфортную среду для взаимодействия жителей с управляющей организацией, - рассказал "РГ" руководитель ГКУ "Новые технологии" Александр Пищелко. - С этой целью платформа объединила все существующие в городе электронные услуги в сфере ЖКХ. Например, жители могут вводить показания приборов учета, оплачивать ЕПД и электроэнергию, направлять заявки о неисправностях в квартире, доме, дворе. Каждую неделю через "Электронный дом" отправляется более 2 тысяч заявок".
По словам Пищелко, функционал портала пополняется. До конца года запланировано, например, открытие такого ресурса, как общедомовой чат, а на сайте запустят чат-бот, чтобы жителям проще было искать ответы на вопросы.