09.11.2021 12:31
Авто

Роспотребнадзор назвал основные уловки мошенников в автосалонах

Текст:  Ольга Игнатова
Роспотребнадзор предупредил россиян о типичных уловках недобросовестных продавцов новых и подержанных автомобилей.
/ Сергей Михеев/РГ
Читать на сайте RG.RU

Так, например, в рекламе и при обращении по телефонам недобросовестные продавцы указывают заниженную стоимость автомобиля для привлечения клиентов непосредственно в автосалон. На деле же оказывается, что приглянувшийся автомобиль стоит в разы больше.

Названы самые продаваемые автомобили в России в октябре

До показа автомобиля или заключения договора купли-продажи продавец настаивает на подписании предварительного договора с передачей первоначального взноса (аванса, предоплаты, залога, задатка и т.п.). Если машина продается в кредит, то при заключении договора купли-продажи покупателю предоставляется недостоверная информация о размере процентной ставки (в рекламе в интернете, на сайте или в рекламных буклетах указывается процентная ставка существенно ниже той, которая указывается в договоре). Также недобросовестные салоны любят навязывать покупателям допопции на автомобиль (предлагается более дорогая комплектация, установка дополнительного оборудования, страхование, сервисные работы и т.п.). Добросовестные продавцы таким не занимаются. Только если покупатель сам захочет более "навороченную" комплектацию, проконсультируют его по стоимости и сроках поставки такого автомобиля.

Для того, чтобы не испортить процесс покупки нового автомобиля, в Роспотребнадзоре советуют сначала внимательно изучить отзывы о выбранных компаниях-продавцах автомобилей. Стоит учитывать, уполномочен ли автосалон быть официальным дилером на продажу автомобилей той или иной марки.

На сайте автосалона обязательно должна быть размещена информация о наименовании продавца, месте его нахождения (адресе), режиме работы. Также должны быть контактные телефоны продавца и адрес его электронной почты, образцы типовых договоров, информация о гарантийных обязательствах, стоимости автомобилей, наличии в продаже конкретных транспортных средств с определенной комплектацией и т.п.

Если машина продается явно по заниженной цене, то продавца нужно попросить направить на электронную почту проект договора купли-продажи, а также информацию о цене и характеристиках интересующей марки автомобиля. Покупая подержанный автомобиль можно пробить его историю через ГИБДД (на сайте Госавтоинспекции есть раздел "Проверка автомобиля".

Что нужно учитывать при выборе автокредита

До совершения сделки нужно очень внимательно изучить договор купли-прожажи (буквально все его пункты). В нем обязательно должны быть указаны сроки поставки автомобиля, размер аванса, порядок его возврата, если покупатель решит отказаться от покупки по вине продавца, а также полное описание модификации модели (должна соответствовать заводской комплектации). Подписывать стоит только тот договор, который только что прочли. А если менеджер унес документ, а затем вернул, придется перечитать снова, потому что договор могли заменить.

Наиболее безопасной является оплата банковской картой. При оплате наличными необходимо получить документ, подтверждающий факт внесения денежных средств. Но в любом случае покупателю должен быть выдан контрольно-кассовый чек (в т.ч. в электронном виде). Проверить чек можно через ФНС. В разделе "Новый порядок применения контрольно-кассовой техники" на сайте ФНС России находится приложение "Проверка чека ФНС России". Приложение позволяет не только получать и хранить кассовые чеки в электронном виде, но и проверять их легальность и добросовестность продавца, а при необходимости - сообщать о нарушении.

Перед тем, как забрать машину из салона, обязательно нужно ее осмотреть на наличие дефектов - царапин, вмятин и др. Еще один важный аспект - сверка номера двигателя, шасси и номер кузова, VIN с договорными условиями, проверка комплектности, контроль уровня технических жидкостей. Обязательно проверьте, работает ли освещение, дополнительное оборудование. Только после тщательного осмотра можно подписать акт приема-передачи автомобиля.

Чаще всего пробег скручивают у машин старше десяти лет

Если все-таки что-то пошло не так, и права покупателя были нарушены (например, внесенный аванс не засчитали при полной оплате за автомобиль), то сначала нужно попытаться решить вопрос с продавцом. Если переговоры не увенчались успехом, то нужно обращаться в Роспотребнадзор. К обращению необходимо приложить документированные доказательства, а также претензионную переписку с продавцом.

Чтобы взыскать с продавца компенсацию морального вреда или возместить ущерб, можно также обратиться в суд с исковым заявлением.

При подозрении на мошеннические действия следует также обращаться в полицию с соответствующим заявлением. Требования к порядку подачи заявления и его форме изложены в статье 12 Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции".

Легковые авто Роспотребнадзор