19.01.2022 19:44
Общество

Почему школьники ошибаются с выбором вуза, а студенты меняют профессию

Текст:  Анна Четверикова
Российская газета - Федеральный выпуск: №12 (8660)
Зачем люди поступают в вуз? Понятно: чтобы стать профессионалами в любимом деле. Только вот жизнь вносит в мечту поправки. Абитуриенты выдерживают огромный конкурс на экономический факультет - но большинство потом "бумажки перекладывает" в офисе. Найдет работу только четверть выпускников-экологов. Каждый четвертый-пятый студент вуза - будущий "профессиональный балласт"... Ученые Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН постарались выяснить, почему так получается. В канун Татьяниного дня их выводы - совсем не праздничные.
/ РИА Новости
Читать на сайте RG.RU

Поколения не меняются

В Совфеде предложили обучать студентов специальным цифровым навыкам

В советские времена бытовала пословица "ничто не дается так дорого и не ценится так дешево, как высшее образование" (по аналогии с назидательным плакатом про цену вежливости, который висел тогда на каждом углу). Некоторые истины, к сожалению, вечны. Стоимость обучения в вузах растет, но найти хорошую работу молодому специалисту - все сложнее. И статистика, конечно, многое объясняет, но вовсе не радует.

Правовые аспекты образования эксперты "РГ" разъясняют в рубрике "Юрконсультация"

По оценкам Росстата, в 2021 году в России насчитывалось 24,6 миллиона представителей интеллектуального труда с высшим образованием (это треть от общей численности занятого населения). В год российские вузы выпускают 810,7 тысячи человек, из них половина заканчивают очное отделение. Теоретически за 30 лет должна произойти полная ротация сотрудников с высшим образованием - старшее поколение выходит на пенсию, ему на смену идет молодежь. Но в реальности мало кто из "пролетариев умственного труда" и в почтенных годах расстается с работой. Можно не пояснять, почему. Повышение пенсионного возраста - лишь одна из причин.

Вакансии - в дефиците, дипломов - перепроизводство. Сказывается и то, что за последние годы в вузах стало намного больше факультетов гуманитарного профиля. Не секрет, что многие из них, особенно в вузах средней руки, - это возможность получить заветную "корочку" с минимумом усилий и по сходной цене. Не более того. Работодатели это тоже прекрасно понимают.

Вот данные за 2020 год. Среди выпускников российских университетов почти половину (44,9%) составляют те, кто обучался гуманитарным и социальным наукам (экономика, юриспруденция, психология, социология, политология, журналистика, турбизнес, языкознание, история, философия, культура и т.д.). Вдвое меньше (24,5%) технарей - машиностроителей, технологов, специалистов в сфере горного дела и добывающей промышленности, энергетики, транспорта. IT-технологии, электроника, связь, фототехника - это еще 6,7% выпускников. В сфере образования дипломы получили 11,2%, медицины и фармации - 5,2%, сельского, лесного, водного хозяйства и ветеринарии - 4,1%, естественных наук - 3,4%.

Около половины (47%) тех, кому вузовское образование на работе не пригодилось, жаловались на сложности с трудоустройством. Четверть просто решили, что ошиблись с выбором профессии и надо ее менять. Каждый пятый не пошел работать по своей специальности, поскольку за этот труд слишком мало платят. Вполне можно понять обиду филолога или историка, которые "получают меньше охранника в торговом центре". Но и рыночные законы в сфере трудовых отношений действуют так же, как и в любой другой.

Находят вакансии, соответствующие их диплому, большинство медиков (91%), работников системы образования (82%), IT-сферы (79%), а также специалисты в области транспорта, энергетики, сельского хозяйства, строительства (более трех четвертей выпускников, от 76% до 78%). Все намного сложнее в сфере легкой промышленности (37%) или экологии (25%).

Есть и парадокс. Молодые люди с трудом ищут работу, а больше трети предприятий (37%) испытывают дефицит специалистов. Одно "но" - речь идет об опытных и сильных профи. Инженерах, программистах, экономистах уровня топ-менеджеров, практикующих врачах. А выпускники вузов ответственную работу просто не тянут. С новенькими дипломами экономических факультетов люди в основном работают бухгалтерами, простыми исполнителями.

Еще одна частая проблема - завышенные ожидания молодых людей. Некоторым хочется сразу получить и руководящую должность, и высокую зарплату, и пакет социальных благ, но, увы, себя они явно переоценивают. Более 40% молодых специалистов, которые устраиваются на предприятия сразу после выпуска, нуждаются в переобучении или повышении квалификации. Это относится к таким важным сферам, как транспорт и энергетика, медицина и образование, металлургия, гуманитарно-социальные направления и др.

Названы университеты-лидеры, в которые поступают самые умные ребята

Эксперты делают вывод: чтобы избежать подобных диспропорций и обеспечить естественную "ротацию кадров", общий выпуск из вузов пришлось бы сократить на 20-30%. Этого, конечно, не происходит. А значит, конкуренция на рынке интеллектуального труда становится все острее. По оценкам руководителей муниципальных и территориальных служб занятости, спрос на вакансии со стороны выпускников вузов в 3,7 раза превышает предложение от работодателей. Выпускники колледжей (бывших техникумов) на рынке труда должны выдержать конкурс в 2,3 человека на одно рабочее место. А вот на лицеистов (раньше лицеи называли ПТУ) спрос в 2,2 раза выше предложения. Вакансий вспомогательного персонала - в 3,4 раза больше числа желающих их занять. Продвинутые юноши и девушки, в свою очередь, не торопятся туда идти, мечтают о более успешной карьере или делают ставку на вуз.

Школьникам не хватает знаний

Мечта - дело хорошее. Но неплохо бы подкрепить ее конкретными знаниями и четким планом действий. В прежние времена этому помогала ранняя профориентация - еще со школьной скамьи. Сейчас такой системы, по мнению экспертов, практически нет.

По данным опросов, школьники более-менее определяются с выбором будущей профессии только к концу учебы. Четверть выбирает специализацию к 9 классу, 55% - в 10-11 классах. Еще 5% - сразу после окончания лицея или колледжа. 15% делают такой выбор в момент поступления в университет, некоторые (7%) ухитряются еще и сменить специализацию во время учебы в вузе, курсе на втором или даже четвертом. При этом лишь 7% абитуриентов слушают советы своих учителей. В десять раз больше (70%) делают выбор самостоятельно, но учитывают советы своих близких. Каждого двадцатого убедила реклама в интернете и СМИ. Лишь полпроцента приняли решение после дня открытых дверей в вузе. В целом среди молодых специалистов меньше трети (30%) говорят, что школа помогла им выбрать профессию. 44% заявили, что такую работу с ними никто не вел.

50 процентов выпускников со школьными знаниями в вуз не поступили бы

Неприятные цифры. Лишь половина выпускников 11-го класса считают, что школа дала им достаточно знаний для успешной учебы в вузе. 35% молодых специалистов добирали недостающий интеллектуальный багаж с репетиторами, еще 15% - сами. По статистике за 2020 год, в вузах РФ красный диплом получили 15%, хорошие оценки - 58%, среднюю успеваемость показали 27%. Но в ходе опросов выпускники честно признавались: школьных знаний им хватило бы в вузе лишь на "четверку" по русскому языку, на "твердую тройку" - по остальным предметам. А по химии, астрономии, иностранному языку, экономике и праву - на "тройку", близкую к "неуду".

Кстати, работодатели - вопреки общему мнению - вовсе не гонятся за гордыми обладателями красных дипломов и круглыми отличниками. И тоже горько жалуются на то, что выпускники отправляют результаты ЕГЭ в вузы, где меньше конкурс, - в белый свет как в копеечку. А затем понимают, что с выбором ошиблись. И если все-таки продолжают учебу, то имеют все шансы пополнить ряды "профессионального балласта". Который, по оценкам экспертов, составляет сейчас от 15% до 25% студентов. Работать они пойдут, но всю душу в свое дело вкладывать не станут.

90 процентов абитуриентов в момент поступления не думают, где будут работать

Согласно опросам, три четверти (75%) выпускников школ поступили именно на те факультеты университетов, куда и хотели. Выбрали похожую специализацию 15%, совсем другую - 10%. Чаще всего о такой смене курса говорили молодые люди из сел, поселков городского типа и районных городов. Понятно, что нередко действует принцип "видит око, да зуб неймет" - на учебу нет денег.

Ректор МГУ Виктор Садовничий показал, как варят знаменитую медовуху

Социологи выделили пять основных причин, по которым молодые люди меняют "жизненный вектор". Половина не прошла по конкурсу на нужный им факультет (50% ответов). Не хватило средств на оплату обучения еще 25 процентам. Каждый десятый изменил свое отношение к выбранной специальности. Стольким же родители запретили уезжать далеко от дома. Каждому двадцатому не под силу было бы оплачивать проживание в городе, где расположен университет.

Нехватка денег на оплату обучения - причина того, что на компромисс со своим и родительским кошельком пошли 35-45% студентов, которые получают дипломы в сфере сельского, лесного, водного хозяйства, ветеринарии, образования, легкой промышленности, авиации, ракетостроения, архитектуры, строительства, электроники, связи, фотоники. Когда у нас опять (не дай бог, конечно) не взлетит ракета, высохнет озеро или построят уродливый дом, - вспомните эти цифры. Возможно, кто-то из ответственных лиц или горе-спецов просто мечтал о другой профессии, но...

"Профессиональный балласт" составляет сейчас от 15% до 25% студентов. Работать они будут, а душу в свое дело вкладывать - нет

Есть, конечно, и студенты-целевики, за которых вузу платят предприятия и ведомства. В среднем - около 380 тысяч рублей (в сфере производства электрооборудования и оптики - около 70 тысяч, в транспортной - до 670 тысяч). У них особая мотивация. Но таких студентов немного - всего около 6%.

Профессия - "бесполезный"

В 2020 году среди выпускников российских вузов бакалавриат окончили 56%, специалитет - 27%, магистратуру - 17%. Вопрос трудоустройства для основной части студентов встает во всей остроте через четыре года после поступления, для примерно четверти - через пять лет, для остальных - через шесть. Не такой уж долгий срок.

Но на стадии выбора университета 90% молодых людей не озабочены тем, где они после выпуска будут работать. Главное, что их волнует, - есть ли в вузе нужный им факультет (50%), а на нем - бюджетные места (50%), престижен ли университет (40%), хорошее ли в нем качество образования (35%), какое место он занимает в российских и международных рейтингах (30%).

К окончанию четвертого курса две трети студентов уже знают, куда пойдут работать. К пятому году обучения определившихся уже почти три четверти (72%), к концу магистратуры - 76%. Окончательно определяются после выпуска 8% и не задумываются о трудоустройстве 16%. Сложнее всего решить этот вопрос экономистам, геологам, специалистам по горному делу и легкой промышленности.

Вожделенный диплом наконец получен. Что дальше? А тут уж как повезет. Запросы для работы от предприятий (аналог гарантированного распределения) получает примерно каждый пятый выпускник. Сразу после окончания вуза работу находят, по данным опросов, 69% бывших студентов. Большинство оставшихся тратят на эти поиски около полугода, а 6% - не менее полутора лет. Еще до окончания университета трудоустраивается каждый пятый (21%). Но это - средние цифры. В мегаполисах до 30-40% выпускников вузов могут потратить на трудоустройство от 6 месяцев до полутора лет. Ситуация чуть лучше в Уральском, Сибирском и Дальневосточном округах - там подобные сложности испытывают лишь 20-25% выпускников.

Эксперты предложили ввести возрастной порог для поступления в вузы

Отдельную группу опрошенных составляли безработные молодые специалисты (включая тех, кто работу нашел и потерял). Треть из них (32%) признались, что с выбором специальности ошиблись. На момент опроса представители этой группы пытались трудоустроиться в среднем по 2 раза. Только 28 процентам удалось найти место по основной специальности, еще 30% - нечто среднее, 42% - в совершенно другой сфере. Не своим делом пришлось заниматься большинству представителей творческих профессий, половине и более - тех, кто получил специальности в сфере туризма, общественного питания, гостиничного хозяйства, а также переводчикам, лингвистам, научным работникам и др. Основная причина увольнения - низкая зарплата. А главный аргумент для отказа в приеме на работу - недостаток практического опыта в профессии.

В среднем 35% молодых специалистов столкнулись с отсутствием вакансий, 12% - с тем, что их профессия "не нужна". Это чаще других говорили музыканты, артисты, представители туризма и гостиничных услуг - (50-54%).

Но руководители и кадровики 60% предприятий отмечали, что молодые специалисты не слишком-то стремятся к саморазвитию. Не умеют мобилизовать свои внутренние ресурсы (мнение 43% опрошенных). Не хотят всю жизнь "перекладывать бумажки", но и не пытаются достичь чего-то большего. При этом на 80% предприятий карьера или продвижение не связаны с возрастом работника и стажем его работы - лишь бы специалист был грамотный. Молодежь, считает руководство, должна активнее проявлять свои способности, а не ждать у моря погоды.

Дыры в спасательном круге

Чтобы человек и его работа друг друга все-таки нашли, по всей стране и в каждом вузе существуют специальные службы по трудоустройству. Беда в том, что пока они мало что могут. В университете это в среднем 4 штатных сотрудника, которые очень часто сидят где-то на отшибе или ютятся в "кабинете профкома" и изо всех сил пытаются принести студентам пользу. Но об их существовании осведомлены далеко не все (максимум 85% студентов, на младших курсах - половина). При всем желании эти службы не могут создать и обновлять полноценные банки вакансий.

37 процентов предприятий нуждаются в сотрудниках. Но готовы взять только опытных

Среди молодых специалистов, с которыми говорили социологи, через университетскую службу по трудоустройству работу нашли около 8,1%, через городское агентство - 2,6%. По запросам предприятий (после практики или по целевому распределению) - 11,5%. А 70-80% выпускников трудоустраиваются сами при помощи родителей и знакомых или по объявлениям в интернете. Даже если молодые люди обращаются в вузовскую службу по трудоустройству, вакансии находят примерно для половины выпускников. И чем богаты, тем и рады. Это работа не всегда по специальности, иногда - с низкой зарплатой, на которую выпускники не соглашаются. Есть, конечно, регионы, где службы занятости разных уровней находят хороший контакт с вузами, проводят ярмарки вакансий, обмениваются информацией о рынке труда. Но далеко не везде.

Социологи заключают: проблемы своего трудоустройства выпускники решают по принципу "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Метод, конечно, проверенный. Но вряд ли самый лучший. Тем более - в масштабах такой страны, как Россия.

Справка "РГ"

Общероссийское репрезентативное комплексное социологическое исследование проведено ФНИСЦ РАН в 2021 г. в рамках госзадания в 41 субъекте РФ с использованием массовых и экспертных анкет. Методом персонального интервью опрошены 4002 молодых специалиста на 2007 предприятиях, в том числе 214 - на момент опроса безработных; в 202 вузах - руководители служб трудоустройства выпускников; на 204 предприятиях и в учреждениях - руководители служб управления персоналом; 41 руководитель территориальных (муниципальных) центров занятости населения.

Образован, но не нужен?

Итоги опроса комментирует научный руководитель ФНИСЦ РАН, академик Михаил Горшков

Михаил Константинович, у нас все больше образованных, но невостребованных специалистов с вузовскими дипломами. Это же ненормально. Как так получилось?

Михаил Горшков: В 90-х годах наше государство в условиях экономического дисбаланса столкнулось с проблемой массовой безработицы среди молодежи. И вынуждено было расширить систему профессионального образования, в том числе высшего, взять на себя расходы на обучение молодых людей на бюджетных местах без гарантии их трудоустройства. Эта ситуация сохраняется и сейчас. Вузы выполняют роль "амортизатора" для снижения потенциальной безработицы, а не работают по "госзаказу" для предприятий и отраслей. Действительно, налицо дисбаланс - специалистов высокой квалификации выпускают слишком много, а квалифицированных рабочих не хватает. Сказываются и демографические "ямы", и повышение пенсионного возраста, и другие факторы. Все это затрудняет естественную ротацию кадров с высшим образованием, обостряет конкуренцию на рынке интеллектуального труда.

Половина поступивших в другой вуз не прошла по конкурсу в "свой". Четверти - денег на учебу не хватало

Иногда предлагают уменьшить прием в вузы (особенно на гуманитарные факультеты) и закрыть "неэффективные" университеты. Это решит проблемы?

Михаил Горшков: Нет. Создаст новые и гораздо более серьезные. Поступать так ни в коем случае нельзя. Без качественной, современной высшей школы не может развиваться ни одно государство. Сделать наши вузы "образованием для избранных" - это не только на корню уничтожить созданное за многие десятилетия, но и самим себе перекрыть кислород практически в любой сфере. Резкое сокращение мест в вузах столь же стремительно обострит целый ряд социальных неравенств, дестабилизирует общество. И ничего хорошего не сулит.

Рособрнадзор: Раз в три года в вузах будет проводиться мониторинг качества

Другое дело, что высшая школа должна учитывать запросы рынка труда и гибко на них реагировать, а этого пока не происходит. Надо пересмотреть сами критерии эффективности учебных заведений. Во главу угла ставить практические результаты их работы - сколько студентов учится по направлениям предприятий, сколько трудоустроено по основной специальности, насколько успешную карьеру выпускники делают в первые пять лет. Уравновесить спрос и предложение на рынке квалифицированного труда во всех странах помогают корпоративные вузы, которые готовят специалистов для конкретных отраслей. Но у нас такие университеты есть примерно у 10 процентов крупных компаний. Их создание - дело долгое. Оно возможно лишь в период стабильного развития бизнеса, а не в кризисные времена, как сейчас. Поэтому, как ни крути, ведущую роль должно взять на себя государство.

А что оно вообще может сделать "здесь и сейчас"?

Михаил Горшков: Оно уже делает, вкладывает в систему образования миллиарды в рамках нацпроектов и федеральных программ. Но нужна системная работа. Главное, что требует реформы, - это система профориентации школьников, подготовки специалистов и их трудоустройства. Надо объединить усилия всех служб, которые такой работой заняты, от вузовских до федеральных. Пока что они действуют как лебедь, рак и щука. Поэтому "воз и ныне там". Немаловажен и финансовый аспект. Многие студенты не имеют средств на обучение в соответствии со своими запросами. На государственном уровне нужно стимулировать развитие системы образовательного страхования, профильных фондов, беспроцентных кредитов на обучение в вузе для талантливой молодежи.

На основе наших исследований мы разработали подробные рекомендации, которые помогут улучшить систему профориентации и трудоустройства молодых людей с высшим образованием. Эти материалы уже направлены в профильные ведомства и органы власти. Надеюсь, что к нам прислушаются и сделают выводы как можно скорее.

Социология Образование РАН