12.02.2022 14:30
Авто

Эксперты назвали нового лидера российского авторынка

Текст:  Александр Чупров
Наступивший 2022 год начался для российского авторынка со смены лидера в рейтинге продаж - в январе его возглавила Kia Rio. Эксперты оценили шансы Lada Vesta, которая уже скоро претерпит рестайлинг, взять реванш у самой популярной в России иномарки.
/ Пресс-служба Kia
Читать на сайте RG.RU
Анализ на вирус

Российский авторынок начал 2022 год с небольшого падения, несмотря на то, что год назад также был зафиксирован отрицательный результат, и говорить о высокой базе прошлого года, в отличие от второй половины 2021-го, уже не приходится.

Пробил колесо, а запаски нет: что делать

Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса, в минувшем месяце россияне приобрели 91,7 тыс. автомобилей, что на 4% ниже показателя годичной давности.

Из-за длинных новогодних каникул активность покупателей в январе традиционно низкая по сравнению с остальными месяцами. Вместе с тем в этом году увеличилось число россиян, которые, устав от образа жизни в условиях пандемии, отправились на январские праздники на отдых, тем самым отложив возможную покупку автомобиля. В то же время участники авторынка отмечают массовый отказ от сделок в январе из-за роста заболеваемости коронавирусом.

По словам генерального директора ГК "АвтоСпецЦентр" Андрея Терлюкевича, из-за проблем с поставками полупроводников и комплектующих, а также логистических трудностей на рынке до сих пор в дефиците большинство автомобилей масс-макета в хорошей комплектации. Дополнительно на снижение продаж в прошлом месяце повлияли возросшие ставки по кредитам, потенциальная угроза новых санкций против России, а также увеличение числа заболевших Омикроном - многие клиенты отменяли сделки из-за заболевания новым штаммом коронавируса.

"На сегодняшний день спрос на новые машины стимулируют негативные тенденции, сформировавшиеся на российском авторынке. Дефицит, долгие сроки ожидания предзаказа, высокие цены - всё это может привести сегмент новых автомобилей к рецессии. На отложенный спрос уже надеяться не приходится - уровень продаж начал падать еще с июля 2021 года. В связи с этим многие автопроизводители перестали считать Россию перспективным рынком, поэтому многие модели исчезают из ассортимента дилеров. Сокращение выбора также может негативно отразиться на продажах новых машин", - рассуждает генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.

Делаем ставки
Обновленный Kia Rio

Между тем, объемы поставок и уровень цен, которые в начале года традиционно выросли, во многом определили расстановку сил в январском рейтинге продаж. Так, самым популярным автомобилем в России стала Kia Rio, хотя ее реализация и снизилась на 20% до 6,2 тыс. единиц.

Пять бюджетных китайских кроссоверов, которых не хватает в России

В результате эта иномарка смогла обогнать не только Lada Granta (5,5 тыс. штук, -28%), чей выпуск по-прежнему сильно ограничен нехваткой комплектующих, но и Lada Vesta (6 тыс. штук, -6%), которую проблемы с производством практически не затронули. Возможно, такой расклад сохранится и по итогам всего 2022 года, учитывая, что Lada Vesta уже вплотную приблизилась по стоимости к корейским Kia Rio и Hyundai Solaris, а после выхода рестайлинговой версии станет еще дороже.

Как говорит директор по развитию автохолдинга "Ключавто" Юлия Овчинникова, высокие показатели продаж Kia Rio, в том числе, связаны и с ценовой политикой АвтоВАЗа: только за последний год цена на Lada Vesta обновлялась несколько раз, увеличение ее стоимости произошло и в начале 2022-го. Поэтому при сравнимой стоимости покупатель чаще выбирает Kia Rio, у которой есть все шансы удержать лидерство на российском рынке при сохранении текущей ценовой политики бренда и отсутствии дефицита автомобилей.

В свою очередь, в пресс-службе "ТрансТехСервис" отмечают, что доступность Kia Rio на конец года, вероятно, была больше, чем у Lada Vesta и Hyundai Solaris. Что касается бюджетной Lada Granta, то, по мнению дилера, ситуация с нехваткой автокомпонентов для этой модели сохранится как минимум весь первый квартал.

До лучших времен

Относительно дальнейших перспектив российского авторынка в АЕБ не ожидают его быстрого восстановления, но надеются, что преобладающий сегодня тренд изменится во втором полугодии. Так, по итогам 2022 года в ассоциации прогнозируют рост продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей на 3% до 1 млн 722 тыс. единиц.

Верховный суд разъяснил, кому положена выплата по ОСАГО

Впрочем, далеко не все участники рынка считают, что годовой результат окажется "в плюсе", поскольку отложенный спрос, сформировавшийся за время пандемии и дефицита на авторынке, постепенно сходит на нет. А непрекращающийся рост цен на новые машины заставляет россиян откладывать планы о смене автомобиля в долгий ящик.

По мнению Дениса Мигаля, 2022-й будет очень сложный год: сейчас рынок перегрет, трафик стремительно падает. Потребитель в ближайшие полтора года будет откладывать покупку автомобиля.

Как прогнозирует генеральный директор ГК "Автодом" Андрей Ольховский, по итогам года в России будет продано 1,6-1,7 млн новых автомобилей при условии сохранения ситуации с поставкой комплектующих, как сейчас. При этом отложенный спрос на сегодняшний день составляет порядка 500 тыс. машин в целом по рынку.

"Критично важным для показателей авторынка будет ключевая ставка Банка России, ведь очевидно, что с ростом этого показателя стоимость владения автомобилем увеличится, как, впрочем, и многих других товаров. Рост авторынка, безусловно, будет, но не в этом году", - резюмирует эксперт.

Легковые авто