14.06.2022 20:01
Культура

Денис Мацуев открыл первый Международный конкурс Рахманинова

Текст:  Ирина Муравьева
Российская газета - Столичный выпуск: №126 (8774)
Сегодня в Большом зале консерватории в Москве откроется Международный конкурс Рахманинова, инициатором и художественным руководителем которого стал Денис Мацуев. Новый проект должен стать одним из самых значительных в музыкальном мире, и его кардинальное отличие от всех исполнительских конкурсов состоит в том, что вместе с пианистами в нем будут участвовать дирижеры и композиторы. Все дни конкурса, который продлится с 15 по 27 июня, будет звучать музыка Рахманинова и композиторов его эпохи, а на торжественном открытии Российский национальный молодежный симфонический оркестр под управлением Валерия Гергиева и Денис Мацуев исполнят "Симфонические танцы" Рахманинова и его Третий концерт для фортепиано с оркестром. О том, каким задуман новый конкурс, в эксклюзивном интервью для "Российской газеты" - Денис Мацуев.
Денис Мацуев: Мы решили проводить конкурс не только для пианистов, но и для дирижеров и композиторов. В России и в мире как воздуха не хватает новых открытий по этим специальностям. / Eugene Evtukhov
Читать на сайте RG.RU

Мундиаль для Рахманинова

У вас давно была идея сделать конкурс Рахманинова в новом формате. В этом году он впервые пройдет как международный конкурс не только пианистов, но и композиторов, и дирижеров. Как откристаллизовалась эта идея сделать проект, подобный конкурсу Чайковского?

Денис Мацуев: Это два наших гения - Чайковский и Рахманинов, два столпа, две иконы, самые играемые, самые знаменитые русские композиторы в мире. Поэтому, если провести параллель со спортом, у нас должны быть два крупных соревнования, подобных Олимпиаде и Мундиалю, которые будут проходить фактически с той же периодичностью: конкурс Чайковского, а через два года - конкурс Рахманинова. Существовавший прежде конкурс Рахманинова был фортепианным, он проводился с 80-х годов и был сначала всесоюзным, потом - международным, затем по разным причинам - финансовым, административным, стал, по сути, локальным. Именно поэтому возникла идея возродить его в новом формате. В свое время этим занимался и Фонд Сергея Рахманинова, основанный внуком Рахманинова Александром Борисовичем. Еще в начале 2010-х годов мы с ним мечтали о том, как реанимировать и переформатировать рахманиновский конкурс. Уже тогда я считал, что необходимо расширить номинации конкурса, проводить его не только для пианистов, но и для дирижеров и композиторов - то есть для всех специальностей, в которых был велик Сергей Васильевич Рахманинов. К тому же в России и в мире как воздуха не хватает новых открытий по этим специальностям.

Международный конкурс пианистов, композиторов и дирижеров им. С. В. Рахманинова

Нынешние обстоятельства оказались не слишком удачными для начала нового международного проекта. Тем не менее, судя по спискам участников, конкурс вызвал интерес не только в России?

Денис Мацуев: Абсолютно. Поток заявок был немыслимый: свыше 500 - это даже больше, чем на конкурс Чайковского. И география участников, прошедших отборочный тур, внушительная: Россия, Китай, Америка, Великобритания, Германия, Франция, Словения, Италия, Сингапур, Бразилия. В жюри по всем номинациям - целая россыпь мастеров из разных стран. У нас даже был случай, когда позвонил из Великобритании мой давний коллега, пианист Фредди Кемпф, и изъявил желание, чтобы его пригласили в жюри. Он сказал: я не могу без Рахманинова, не могу без России. Это мощный шаг. У нас будут такие мастера, как Лю Шикунь из Китая, легендарный пианист, лауреат первого конкурса Чайковского, музыкант с очень трудной судьбой. Во времена культурной революции в Китае он был репрессирован, пять лет сидел в тюрьме, ему ломали пальцы, но он играет до сих пор. Это живая легенда музыкального мира, и мы очень ждем его.

Московская филармония отметит 140-летие Игоря Стравинского

По результатам отбора вы по традиции не остановились на формальных цифрах регламента и допустили к конкурсу больше музыкантов - по 25 пианистов и дирижеров и 12 композиторов.

Денис Мацуев: Да, потому что нам было действительно трудно выбрать: уровень конкурсантов высочайший. Я по опыту уже знаю, что видеозапись обычно не дает того впечатления, как игра вживую. Разница огромная: бывает, впечатления от живой игры оказываются не такими яркими, а бывает совершенно наоборот. Как, например, когда Александр Канторов и Мао Фудзита проходили чуть ли не последними номерами на конкурс Чайковского. А в итоге Канторов получил Гран-при и первую премию конкурса, а Фудзита - вторую премию. Вживую впечатление от их игры было совершенно феноменальное. Музыканты, которых мы сейчас слышали на видеозаписях, это яркие личности, они обязательно должны заявить о себе на конкурсе Рахманинова.

Поток заявок был немыслимый: свыше 500 - это даже больше, чем на конкурс Чайковского. И география участников внушительная: от Китая до США и Бразилии

Не могу не спросить: кто-то из отобранных на конкурс музыкантов отказался в итоге от участия или приедут все?

Денис Мацуев: Отказы были, мы не скрываем этого. Целый ряд китайцев, очень сильных, отсеялись по карантинным причинам. В Китае сейчас очередной карантин, даже более мощный, чем в 2020 году. И те конкурсанты, кто должен был выезжать из других городов в Пекин за получением визы, - а с визой ни у кого из них проблем не возникало, наши службы работают идеально - должны были потом возвращаться к себе в город и садиться на двухнедельный карантин. В результате они технически не смогли приехать в Москву. Это большая досада, потому что мы потеряли несколько очень серьезных талантов, и это случилось буквально в последние дни. Кроме того, было несколько отказов от участников по разным причинам. Кто-то отказался по болезни, кто-то - по своим убеждениям. Но это очень небольшой процент - 10-15 от общего числа конкурсантов и членов жюри, и это совершенно не повлияло на общую картину.

Крутой поворот

Регламент и программы нового конкурса существенно изменились. Появились два этапа в финальном туре, впервые - концертмейстерский тур у пианистов. Как принимались эти решения?

Денис Мацуев: Мы принимали эти, на мой взгляд, очень интересные решения вместе с коллегами - членами жюри и оргкомитетом конкурса. Во-первых, решили отойти от прежнего монографического принципа программ, когда на конкурсе звучала только рахманиновская музыка. Мы сделали программы в ключе "Рахманинов и его эпоха", то есть на конкурсе будут исполняться произведения, написанные от конца 80-х годов XIX века, когда появились первые сочинения Рахманинова, до марта 1943 года, когда Рахманинов скончался. В программы попали композиторы, жившие в одно время с Рахманиновым: Стравинский, Скрябин, Метнер, Шостакович, Прокофьев, Бриттен, Равель, Гершвин и другие. Разумеется, участники будет исполнять музыку Сергея Васильевича - Этюды-картины, прелюдии, сонаты, вариации, транскрипции, симфонии, романсы. В финале пианисты будут играть два концерта: оба рахманиновских или один из которых написан в эпоху, когда жил Рахманинов. Уверен, что это правильное решение. Так же, как и то, что мы разделили финал на две части, одна из которых будет посвящена романсам Рахманинова. Однажды мы делали подобный камерный этап на финале конкурса Чайковского.

В Московской консерватории пройдет "Великое посольство Петра I"

Это актуальное нововведение, потому что у нас нет крупных открытых концертмейстерских конкурсов. Кроме того, романсы Рахманинова не часто звучат в концертных залах.

Денис Мацуев: Его романсы - это абсолютно отдельный жанр, даже не концертмейстерский, потому что каждый его романс - это шедевр, отдельный миниатюрный спектакль, где пианист - равноправный участник действа. Мы советовались с певцами, с огромным количеством пианистов, переигравших все романсы Рахманинова, и подобрали конкретные названия под солистов. У нас будут замечательные певцы из Молодежной программы Большого театра, и я уверен, этот тур станет украшением конкурса.

Что за интрига намечается у вас в финале дирижерского конкурса?

Денис Мацуев: Интрига в том, что никто из конкурсантов не знает, какую симфонию и какой концерт для фортепиано с оркестром они будут исполнять в финале. Накануне третьего тура они будут тянуть билеты, как на экзамене. Мы так решили, потому что считаем, что любой уважающий себя дирижер должен знать все три симфонии Рахманинова и все его концерты для фортепиано. Естественно, у дирижеров на первом туре будет исполняться и классика: в Моцарте и Бетховене проявляется все, как под лупой. В разных турах конкурсанты-дирижеры будут выступать с разными оркестрами. Мы пригласили в конкурс наши ведущие симфонические оркестры. А в качестве иллюстраторов в дирижерском финале выступят известные пианисты. Это, кстати, очень трудно - быть соучастником финала и не подвести финалистов.

Самое дискуссионное положение в регламенте конкурса - это возрастной ценз - до 45 лет у дирижеров и вообще его отсутствие у композиторов. Так, в конкурсе примет участие известный российский композитор Владимир Кобекин, которому в этом году исполнится 75 лет. В чем логика такого решения, ведь обычно конкурсы проводятся для молодых музыкантов?

Денис Мацуев: У пианистов мы поставили обычный возрастной ценз - до 32 лет, как на всех конкурсах. У дирижеров - до 45 лет, потому что дирижерская профессия довольно часто формируется у музыкантов во второй половине жизни и нельзя лишать возможности тех, кто раскрывается в более зрелом возрасте, принять участие в конкурсе. У композиторов действительно было принято решение не вводить никакого возрастного ценза. С одной стороны, это рискованный шаг, с другой - в этом тоже есть некая интрига. У композиторов возраста не бывает.

Рапсодия на тему рояля

Вы признаны в мире одним из самых ярких интерпретаторов музыки Рахманинова, играете все его концерты, многие фортепианные сочинения, записали эксклюзивный диск "Неизвестный Рахманинов". Что для вас означает это погружение в Рахманинова, в его сложный мир, пронизанный ностальгией, трагическим пониманием катастрофичности того, с чем столкнулся мир в ХХ веке.

Денис Мацуев: Процитирую слова Юрия Хатуевича Темирканова. Когда мы с ним познакомились и впервые играли вместе, мы как раз исполняли Рахманинова - Рапсодию тему Паганини и Третий концерт. Он тогда сказал мне: "Слава богу, вы понимаете, что это не красивая мелодия, а глубоко трагическая музыка".

Ильдар Абдразаков о решении театра "Ла Скала" открыть сезон оперой "Борис Годунов": Рад, что в такое непростое время русская музыка звучит

Даже в тех произведениях, которые были написаны Рахманиновым до отъезда из России, уже было предчувствие его личной трагедии. Его все время откуда-то гнали, он все время ощущал себя, словно не своей тарелке, он жил в Америке, а тосковал по России. Когда у него появился "Сенар" в Швейцарии, он был счастлив, потому что это место напоминало ему своей природой Россию, и для него это было, как глоток воздуха. Безусловно, рахманиновское , пение, в том числе - православное в его духовной музыке, его меланхолия, его тихие кульминации - все это мне близко в его музыке. Самое сложное в ее исполнении - это добиться особенного, рахманиновского пения на рояле, потому что рояль - молоточковый, ударный инструмент. У Рахманинова рояль пел, как ни у кого. Я почувствовал это, когда впервые прикоснулся к его роялю в "Сенаре". Что это за рояль - словами объяснить сложно. Это какое-то чудо, потому что звук этого инструмента поет, льется. У меня даже было ощущение, что там установлены какие-то акустические системы, микрофоны. Этот рояль специально для Рахманинова сделала американская фирма Steinway. Моя музыкальная жизнь, можно сказать, разделилась на до и после знакомства с этим инструментом. И это был огромный подарок от Александра Борисовича Рахманинова, сохранившего в "Сенаре" все в аутентичном состоянии - от архивов до защелок на форточках, дать мне возможность играть на этом инструменте и записать диск "Неизвестный Рахманинов".

Сергей Рахманинов за роялем, специально сделанным для него фирмой Steinway. 1936 год. / Getty Images
Ключевой вопрос

Будет ли сегодня возможной организация международных концертных ангажементов для лауреатов конкурса Рахманинова?

Денис Мацуев: Понятно, что некоторые наши расчеты и планы поставлены сегодня на стоп-паузу. Но мы о них еще обязательно услышим, это мы с Валерием Гергиевым обещаем. Сегодня мы в предвкушении открытия. Надеюсь, конкурс станет для всех праздником. Потому что Рахманинов - самый терапевтический композитор: это лекарство для души, которое воздействует на людей в любой точке на земле и в любое время. Это та музыка, которая необходима сейчас всем.

Справка "РГ"

Международный конкурс Рахманинова пройдет в Большом зале консерватории (пианисты), Концертном зале Чайковского (дирижеры), Малом зале консерватории и в Филармонии-2 (композиторы). Международное жюри в номинациях возглавляют Денис Мацуев (пианисты), Валерий Гергиев (дирижеры), Александр Чайковский (композиторы). Гала-концерт лауреатов состоится 27 июня в Большом зале консерватории.

В конкурсе примут участие БСО имени П.И. Чайковского, Госоркестр имени Е.Ф. Светланова, Симфонический оркестр Мариинского театра, Госоркестр "Новая Россия", Госкапелла России.

Прямые трансляции конкурса можно смотреть на официальном сайте https://rachmaninoffcompetition.com, сайте Московской филармонии https://meloman.ru и других порталах. Подробности на официальном сайте конкурса.

Кстати

Лауреаты Конкурса Рахманинова получат ценные награды и премии в размере: 30 000 долларов (1-я премия), 20 000 долларов (2-я премия), 10 000 долларов (3-я премия), а также от пяти до трех тысяч долларов дипломантам с 4-го по 6-е место.

Классика