Полный вперед - в Мышкин!
В Ярославской области, по предварительным данным регионального департамента туризма, круизный турпоток вырос на 35 процентов. За период навигации теплоходы заходили в города региона: Ярославль, Рыбинск, Тутаев, Углич, Мышкин - и к парку-отелю "Бухта Коприно" более 2,2 тысячи раз, доставив туда для осмотра достопримечательностей, на всевозможные экскурсии и отдых 342 тысячи человек. К примеру, в Угличе теплоходы причаливали 724 раза (общее число пассажиров - 130 тысяч). Небольшой, но очень любимый туристами город Мышкин принял 568 речных лайнеров и более 80 тысяч туристов. Через Ярославль, как рассказали в местном речном порту, 16 ноября прошел последний в этом сезоне теплоход - "Лунная соната", который направлялся из Москвы в Казань. Он же, к слову, и открывал в апреле сезон круизной навигации на Верхней Волге. С ним, подсчитали в порту, областной центр за сезон принял 637 многопалубных пассажирских судов (в 2021-м их было 544) и почти 110 тысяч гостей.
В соседнюю Кострому, по информации областного департамента экономического развития, с апреля по октябрь 2022 года зашли 493 круизных судна, что на 20 процентов больше, чем годом раньше (тогда судозаходов было 408). На теплоходах прибыли более 83 тысяч экскурсантов.
В Тверской области процентное соотношение нынешнего года к прошлому - тоже с большим перевесом в пользу завершившегося сезона. Гендиректор работающей в Калязине и Твери туркомпании "Пилигрим" Елена Михасик отметила даже, что "такого количества народу не было, наверное, никогда".
- Загрузка была очень хорошей теплоходов всех классов - премиум, эконом и так далее. То есть, по сути, каждый, кто хотел совершить путешествие по Волге, мог это сделать, предложения были самые разные, - подчеркнула представитель туротрасли, отметив при этом, что среди круизных туристов достаточно велик процент так называемых возвратных. То есть таких, которые едут туда, где уже бывали, но за новыми впечатлениями. А это значит, что экскурсионные программы каждый год должны включать в себя что-то доселе невиданное. И чем больше в них будет свежих изюминок, тем чаще среди пассажиров теплоходов будут мелькать знакомые лица.
Стартовая точка
Впрочем, в этом году вне всякой конкуренции в Калязине, к примеру, оказалась отреставрированная в прошлом году колокольня Николаевского собора. Стоящая на небольшом островке посреди воды, она и всегда-то была самой известной и притягательной достопримечательностью города, но, после того как специалисты обновили и усилили находящиеся в толще насыпного острова кирпичную кладку, фундаменты и стены, сделали комплексную реставрацию фасадов, воссоздали часы с боем, кованые решетки и окна, очистили и покрыли сусальным золотом крест, сделали подсветку всего строения, "затопленная колокольня" стала памятником, на который совершенно точно стоит посмотреть снова.
- Она очень хороша и днем, и вечером, когда включается подсветка, - рассказывает Елена Михасик. - Даже если теплоход не заходил в Калязин, идя по Волге мимо, он обязательно немного замедлял ход - и туристы выходили на палубы любоваться нашей визитной карточкой.
Пара теплоходов - "Лев Толстой" и "Константин Коротков" - зашли в этом году и в строящийся в Завидове Тверской области, в устье реки Шоши, новый речной порт. По информации правительства региона, это первый в России порт, специально спроектированный для туристических судов. Здесь будут три причальных фронта, которые позволят принимать до семи теплоходов одновременно, а среднесуточный пассажирооборот, по расчетам, превысит тысячу человек. Вне периода навигации порт сможет принимать на зимнее хранение пять круизных и до 10 экскурсионных и прогулочных судов. Сейчас здесь строится здание речного вокзала. Власти региона рассчитывают, что сооружение станет важным элементом обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера "Волжское море" и в перспективе - стартовой точкой для большинства круизов по Волге. Дата, когда порт заработает в полную силу, пока не называется, но очевидно, что в сезоне-2023 сюда зайдут уже больше двух многопалубных судов: еще в сентябре стало известно о планах речного и морского туроператора "ВодоходЪ" по запуску в продажу туров с посещением Завидова.
Где найти автобус
Несмотря на то что многие теплоходы, раньше работавшие исключительно с иностранцами, нынче вышли из затонов и тоже катали соотечественников, не уехавших на привычные зарубежные курорты, спрос все равно превышал предложение.
- Люди хотели приобрести путевки, приходили к нам, но некоторые туры были раскуплены еще зимой и весной, мест не было вообще, - рассказывает руководитель костромской туркомпании "Водолей" Лариса Пухачева.
Кстати, после вояжа многие туристы, впервые путешествовавшие по воде, признавались, что не рассчитывали получить такое удовольствие, какое в итоге испытали.
- Для многих неожиданно хорошо это оказалось. Совершенно волшебное приключение, отель на воде с экскурсионной программой. Люди даже не предполагали, что это настолько хороший вид отдыха, - говорят в компании.
Правда, самим принимающим круизники организациям эта навигация далась нелегко. Со слов Ларисы Пухачевой, за всю ее более чем 30-летнюю работу в отрасли такого тяжелого сезона не было никогда. Во-первых, из-за летней жары и падения уровня воды в Волге опять возникали проблемы с прохождением судов через Городецкий гидроузел в Нижегородской области, что ломало графики их движения по маршрутам. И если при меньшем количестве причаливающих лайнеров и неполной их загрузке все эти вопросы решались проще (задержка на городецких шлюзах не редкость, проблема многолетняя), то в минувшем сезоне туркомпаниям пришлось буквально изворачиваться. Лариса Львовна вспоминает, что был день, когда в небольшой Костроме причалили сразу 11 (!) теплоходов. По три корабля стояли у трех причалов и еще два - на рейде, после высадки пассажиров. Им приходилось маневрировать, меняться местами.
Но самой большой головной болью сезона, говорят в туркомпаниях, стали туристические автобусы: эти комфортабельные зарубежные машины из-за санкций стало чрезвычайно сложно и дорого ремонтировать. Поиск и ожидание нужной детали могли продолжаться неделями, и все это время автобус стоял на приколе, а такой техники и без того не хватает. Особенно если учесть, что россияне поехали по своей стране не только по воде, но и по автодорогам. В той же, к примеру, Костроме у перевозчиков в наличии всего около двадцати "более-менее нормальных" туристических автобусов, причем все не новые.
- Все лето автобусы, с которыми мы работали по городу, были заняты, потому что люди стали ездить по России. Понятно же, что перевозчик в первую очередь предоставит свой автобус для более выгодной длительной поездки, а не на четыре часа для туристов с теплохода. И вот представьте: пришел корабль, пассажиров - восемь групп. А если пять кораблей, сколько нужно автобусов? - предлагает заняться расчетами Лариса Пухачева. - 30-40 одновременно. Это же нереально. У нас их всего-то примерно 20, и те все разъехались.
Глава туркомпании рассказывает, что отчасти спасали положение постоянные партнеры. Кроме того, приходилось просить транспорт в соседних областях, хотя это было и не слишком успешно: там его самим не хватало, несколько раз выручили и больше не смогли. В основном же выезжали на опыте и смекалке, благо в центре Костромы есть интересные музеи и объекты показа. "Я не знаю, как мы выдержали этот сезон", - признается представитель турбизнеса.
Кому выгодно
Директор по развитию ярославской компании "Я - туроператор" Виктор Куликов прямо говорит, что названную транспортную проблему даже в сегодняшних условиях решить несложно - достаточно взять в лизинг китайские автобусы. Но дело в том, что зарабатывать на этом будут не региональные перевозчики или туроператоры, а в первую очередь владельцы теплоходов.
- В Москве транспортная проблема была решена именно с применением лизинговых инструментов, - поясняет представитель компании. - Но есть существенная разница в расценках на работу туристических автобусов в Москве и, например, в Ярославле, Рыбинске, Костроме и других соседних областях. В Москве она превышает наши расценки более чем в два раза, то есть столичные перевозчики могут получать доход, чтобы покрывать стоимость лизинга и еще самим зарабатывать. А если наши перевозчики возьмут автобусы в лизинг, они ничего не заработают. Зарабатывать в итоге будут операторы речных круизов.
Компания "Я - туроператор" принимает примерно 10 процентов ярославских "водоплавающих" туристов. Однако здесь уверены, что круизный туризм - самый невыгодный для региона вид туристической деятельности.
- Теплоходные туристы оставляют в регионе минимум средств. Они ночуют и едят на корабле, посещают экскурсии по самым низким расценкам, а компании - операторы круизов не платят здесь налоги. Прибыль от них ничтожна. Регион гораздо больше зарабатывает на индивидуальных туристах, приезжающих самостоятельно, - считает Виктор Куликов.
С тем, что обслуживать круизных туристов гораздо менее выгодно, чем предоставлять транспорт для длительных турпоездок, по мнению эксперта, связан и недостаток автобусов на причалах. (Некоторые перевозчики так и говорят: "Мы вообще не понимаем, зачем мы на причал отправляем автобус".) Хотя Ярославскую область в этом отношении можно, в общем, пока отнести к благополучным: по словам Виктора Куликова, в регионе сейчас имеется около 55 новых туристических автобусов европейских марок - это самый лучший показатель в ЦФО (если не считать Москвы и Подмосковья). Причем все эти машины находятся у нескольких перевозчиков в собственности.
Поэтому Ярославское бюро путешествий и экскурсий, принимающее основной объем круизных теплоходов, пока без транспорта не оставалось.
- Изобилия нет, но такого, чтобы приходил теплоход и мы не могли найти автобус, пока не было. Выкручивались, приглашали из Ростова, Тутаева. Но как будет дальше, не знаю. Запчастей не стало, все исчезает потихонечку. Ребята так и говорят нам: "Купите нам запчасти - будем с вами работать", - вынуждена признать директор бюро Лариса Соколова.
Представители турбизнеса, в частности тверского, говорят, что в этом сезоне довольно много было заявок с теплоходов на индивидуальные экскурсии. И такие клиенты, получается, оказывались в выигрыше при любом раскладе: транспорт небольшой вместимости найти точно проще, чем свободный комфортабельный автобус.
Кстати
По информации правительства Ярославской области, правительственная комиссия по региональному развитию в РФ одобрила заявку региона на получение инфраструктурного бюджетного кредита в 2024 году для реализации инвестпроекта "Ярославия. Города у воды". Речь идет о 835 миллионах рублей. На эти деньги будут строиться причалы и причальная инфраструктура у городов, расположенных на Волге, а также в районах реализации крупных строительных и туристических проектов. В частности, в планах - строительство марины для маломерных судов в Угличе, причала и марины, совмещенной с причалом в Брейтове, обустройство причалов, реконструкция и капремонт инженерных коммуникаций, строительство марины на левом берегу Тутаева, сооружение причала и марины, проектирование и строительство инженерных коммуникаций в Пошехонье.