18.12.2022 17:16
Кинократия

"Аватар 2" - заурядная сказка без сюжета

"Аватар 2" - заурядная сказка без сюжета
Текст:  Дмитрий Николаев
Романтизация детства - излюбленная забава несчастливых взрослых. На воздыхания по солнцу, речке и деревьям Прошлого (разумеется, самым ярким, чистым и зелёным соответственно) тратится кислород Настоящего. Несмотря на то, что события нового "Аватара" разворачиваются в будущем, Пандора Джеймса Кэмерона - тоже плод ностальгических галлюцинаций из времен, когда мы были маленькими, а всё вокруг - огромным.
Читать на сайте RG.RU
Кадры из фильма "Аватар: Путь воды"

В неохватных джунглях шныряют гигантские волки, цветут циклопические цветы и прыгают по лианам трехметровые синие, практически лермонтовские богатыри (не вы). После победоносной войны и изгнания земных захватчиков аборигены уже около десяти лет живут, как им и положено, природосообразно, эко-гармонично и счастливо. Так и ждешь, что из-за толстого ствола одной из местных секвой выглянет довольная мордашка Греты Тунберг.

Джейк Салли (Сэм Уортингтон) - по-прежнему возглавляет один из кланов На'ви. В их с Нейтири (Зои Салдана) семье, подобно уже распавшейся ячейке Брэда Питта и Анджелины Джоли, множество своих и приёмных детей всех рас и национальностей.

Сериал на выходные: в "Белом лотосе" снова неприятности

В какой-то момент возвращаются неугомонные земляне, наряженные в суперсовременные экзоскелеты (впрочем, почти бесполезные при встрече с грозным оружием позднего палеолита - луком и стрелами). Среди космических конкистадоров - непотопляемый полковник Майлз Куоритч, который даже собственной смертью в первой части не заслужил повышения до генерала. Его сознание перенесли в тело аватара и вместе с отрядом спецназовцев отправили на охоту за лидером Сопротивления Пандоры Джейком Салли. Тот, чтобы вывести из-под удара весь клан, вместе с семьей решает покинуть общину и спрятаться под защитой племени водяных На'ви.

Поговаривают, что с каждой новой главой "Аватара" сокращается количество правок, которые вносит руководство студии Disney в сценарий. Страшно представить, что нас ждет в четвертой части, если она когда-нибудь выйдет на экраны. Уже в "Пути воды" от потенциально неплохого сюжета осталось не больше, чем от человеческой оболочки Куоритча. И те остатки рассыпаются, подобно его черепушке, в практически гамлетовской сцене в джунглях. Тут, на исходе первой трети фильма, пролегает водораздел: не самая оригинальная, но душевная история, вдохновленная мультиком о Покахонтас, превращается в откровенный полигон для демонстрации спецэффектов.

Хромакей отрыгивает одну красочную сцену за другой, бомбардирует кадрами инопланетных цветков, ракушек и водорослей. Вероятно, расчет на то, что зритель, застывший в дебильном визуальном экстазе, раскрыв рот и пуская струйку слюны, не заметит примитивных диалогов, сценарных дыр и главное - брежневского застоя в развитии сюжета. Сначала хочется выть от монотонности мирного повествования. Радуешься уже даже варварской сцене охоты на кита, призванной, вероятно, напомнить человеку о его кровожадной натуре. После наступает бессмысленный и беспощадный экшен со множеством NPC, которых невозможно (да и не хочется) запоминать. Куда подевалось знаменитое чувство темпо-ритма Кэмерона? Видимо, сказалось погружение на дно Марианской впадины, где, к слову, режиссёр мог видеть существ, гораздо более причудливых, чем продемонстрированные нам летучие щуки.

Кровавый четверг: двойной сеанс - "Нет" и "Варвар"

Если у другого великого визионера современности Гильермо дель Торо, недавно презентовавшего миру своего "Пиноккио", эстетика обслуживает смысловое наполнение, то сиротский калейдоскоп сочных картинок Кэмерона утомляет, растворяясь где-то на сетчатке. Да, некоторые кадры, подобно снятым из глубины силуэтам мальчика и кита, можно распечатывать и вешать в картинных галереях, но ради этого ли задумываются фильмы? Ни одной свежей сцены. В лучшем случае - цитирование: либо самого себя в "Титанике", либо иных мастеров, создавших "Звездные войны" или "Короля льва".

Перекочевавшая из первой части экологическая повестка уже не выглядит чересчур наивной в условиях постепенного вытеснения человечества в пресловутую Метавселенную - искусственный мир, идеалы которого, по иронии, продвигает и сам Кэмерон, поддавшись формализму.

А в остальном "Аватар: Путь воды" - расширенная энциклопедия пошлости. Начиная с набившего оскомину "антирасистского" нарратива в лоб, заканчивая сценой, в которой злодей, приставив пистолет в голове заложника, заставляет героя бросить оружие. Предсказуемое до скрежета зубов повествование удивляет лишь однажды: тем, что авторы не подготовили даже самого захудалого твиста.

Отдельного упоминания заслуживает актерская игра Джека Чемпиона, исполнившего роль "Паука" Майлза - сына полковника Куоритча, локального Маугли с дредами, воспитанного На'ви. Поскольку он играет человека, внимание зрителя не отвлечь на симпатичные нарисованные кошачьи носики, хвосты и прядающие ушки. И мы можем в полной мере насладиться деланной экспрессией, в которой достоверности меньше, чем во взгляде анимированного кашалота-тулкуна.

Крутые якуты, прощание с Пускепалисом: что интересного показали на первом кинофестивале "Зимний"

Ностальгия по детству дурно влияет на формирование хорошего вкуса, но прекрасно продаётся. Торгаши из киноиндустрии давно унюхали тренд на инфантилизацию аудитории, стали, по заветам классика, проще, чтобы люди к ним потянулись, и развернули красочное шапито, под куполом которого - одни трюизмы и избитая сермяжность. И это - главное событие в мире кино. Премьера, которую ждали 13 лет.

Оценка: 2

Рецензии