В преддверии юбилея историки Уралвагонзавода обнаружили отчет американской фирмы Chrysler, подготовленный в 1951 году по заказу ЦРУ. В нем произведена техническая оценка трофейного танка Т-34-85 1945 года выпуска. Причем сделано это было, исходя из американских стандартов, конструкторских и эксплуатационных характеристик машины, использованных материалов, методов и технологий производства, а также вновь выявленных усовершенствований по сравнению с более ранними образцами Т-34, изученными в США, Англии и Германии.
Американские специалисты из фирмы Chrysler высоко оценили научно-технический уровень производства, продемонстрированный на изученном образце танка Т-34-85. Они отметили использование высоколегированной стали и других высококачественных материалов, которые "в некоторых случаях даже лучше тех, что используются в американских танках"; броню "намного более твердую, чем предусмотрено нашими техническими условиями, но при этом более пластичную". Простоту конструкцию "до такой степени, что член экипажа, средне обученный механике, мог бы произвести ремонт с определенной долей успеха" и другие преимущества. Также были отмечены активно продолжавшиеся технические усовершенствования: "большинство изменений... было внесено для повышения технических характеристик танка и, особенно, для продления срока его службы, а не для упрощения или снижения стоимости".
"Исходя из отчета фирмы Chrysler, можно сделать выводы, что научно-технический уровень производства, продемонстрированный на изученном образце танка Т-34-85, задавал самые высокие мировые стандарты. Обнаруженные недостатки были связаны не с отсталостью технологий, а, главным образом, с нехваткой оборудования и недостатком высококвалифицированной рабочей силы в военные и послевоенные годы", - отмечают в пресс-службе Уралвагонзавода.
"Американцы оценивали "тридцатьчетверку" со своего уровня развития технологий на середину XX века. И выяснили, что он являлся предельным не только для Советского Союза, но и для американской промышленности. Для нашей страны это означало технологический скачок невероятных размеров, причем в условиях потери в первый год Великой Отечественной войны половины всей промышленности и остановки основных довоенных танковых заводов. Плюс Советский Союз, еще недавно аграрная страна, поднялся до машины, соответствующей наивысшему мировому уровню", - отмечает историк, научный редактор Уралвагонзавода Сергей Устьянцев.
На заводе отмечают, что высокая технологичность танка Т-34 - это прежде всего длительная и кропотливая работа сотен людей, высочайший уровень технологий и организации производства. Руководство советской промышленности, ученые и инженеры использовали имевшиеся в их распоряжении скудные материальные и кадровые ресурсы и создали более эффективное крупносерийное производство боевой техники, чем считающееся непревзойденным машиностроение Германии.
Танк Т-34 в годы Великой Отечественной войныГлавным секретом технологичности танка Т-34 стал тагильский вариант поточно-конвейерного производства боевых машин. Именно создание конвейера обеспечило настоящий "танковый поток" из Нижнего Тагила. А благодаря организации уникальной системы Наркомата танковой промышленности технологические, научные и организационные достижения уральского предприятия были переданы всем заводам. Также была произведена полная переработка машины под условия поточно-конвейерного производства. Одновременно упрощали технологию. Была проделана гигантская работа и по повышению боевых характеристик Т-34.
Нижнетагильское предприятие стало крупнейшим производителем этих легендарных боевых машин: в течение четырех военных лет с его конвейера сошли почти 26 тысяч танков Т-34. По мощности тагильский завод оказался равен всем прочим производителям "тридцатьчетверок". И превзошел в выпуске массовых средних танков все вместе взятые заводы, обеспечивающие нацистскую армию танками: ими было выпущено более 23 тысяч боевых машин. Каждый второй танк, воевавший на фронтах Второй мировой войны, был родом из Нижнего Тагила.