АКТУАЛЬНо
Витте, Примаков, Трамп
Снизить НДС и ввести два уровня подоходного налога
Александр Дынкин
академик РАН, президент ИМЭМО им Е.М. Примакова РАН
У Евгения Примакова была своя концепция того, какая экономическая, хозяйственная модель нужна России. В ее основе - отчасти диалектическая цель. Но, с другой стороны, не видя того большого, к чему надо стремиться, трудно выбирать стратегию движения к нему.
Я бы сказал так: он полагал, что у России должна быть динамичная, цивилизованная, современная экономика. Что он под этим понимал? Прежде всего то, что стране необходимо социально ориентированное, либеральное рыночное хозяйство. Эта мысль проходит во многих его публикациях в "Российской газете". Примаков также полагал, что в этой экономике должен быть высокий уровень инновационной активности.
Тема инноваций всегда его беспокоила. В те восемь с половиной месяцев, когда он возглавлял правительство, запустить процесс не удалось. Слишком тяжелое было время, очень глубокий экономический кризис, дефолт по суверенным долгам России... В правительстве у Примакова была во многом пожарная работа по вытаскиванию экономики из кризиса. До инноваций руки не дошли. Да и времени не хватило.
Важно также отметить, что Примаков, подчеркивая значение регулирующей роли государства, с точки зрения инноваций, инвестиций считал, что основной драйвер - все-таки конкуренция. И многократно подчеркивал это. В то же время он отчетливо видел специфику и особенности нашей экономики. Тогда, 20 лет назад, он понимал, что рыночные институты у нас достаточно слабы.
Евгений Примаков был первым премьером, который сумел сбалансировать федеральный бюджет новой России. До 1999 года ни одному правительству это не удавалось
На что еще обращал внимание Примаков? Он подчеркивал, что налоги выполняют не только фискальную, но и стимулирующую функцию. У него были конкретные предложения. Скажем, снизить НДС до 13-14 процентов. И компенсировать выпадающие доходы за счет создания двухшагового налога на доходы физлиц. Ввести две ставки: на высокие и крупные доходы - 20 процентов. На остальные - 13. Примаков об этом говорил задолго до президента Трампа, который в 2017 году провел масштабную налоговую реформу. Бизнесу США облегчили налоговое бремя и ввели семиступенчатую шкалу на доходы физлиц.
И еще одна мысль Примакова, которую сегодня Трамп активно реализует, это то, что ключевая задача внешней политики - отстаивание интересов национального бизнеса за рубежом. Мы видим, что Трамп это делает, хоть и неуклюже, часто с перехлестом. Однако сама идея об отстаивании интересов национального бизнеса за рубежом, на мой взгляд, актуальна поныне и для России. Как и предложения по налогам.
Говорил Евгений Максимович и о региональных диспропорциях. И первый на высоком уровне предложил то, что потом стали называть "поворотом на Восток". Он говорил о необходимости ввести специальные налоговые льготы на зарплаты, пенсии, инвестиции в регионах Дальнего Востока и Восточной Сибири. И настаивал, что критерием успеха "поворота на Восток" является демографический баланс. Будет остановлен отток населения из этих регионов, значит, политика успешна. Не будет - нельзя ее признавать такой.
Во многом Примаков развивал некоторые идеи Витте, которые тот пытался реализовать еще в начале прошлого века. Евгений Максимович хорошо знал идеи Витте, читал его труды. И развивал их уже для современной России. Витте, например, был идеологом создания развитой железнодорожной системы. Говорил о необходимости стыковки государственных и частных железных дорог. Разрабатывал систему ценообразования на услуги в такой сложной системе, как железнодорожная. И Примаков всегда подчеркивал важность инфраструктуры. Прежде всего транспортной, которая была в плачевном состоянии.

Он также видел эффективность реальных либеральных подходов в экономике. И был первым премьером в новой России, который сумел сбалансировать бюджет - на 1999 год. Потом эта идеология была закреплена в деятельности правительств. Примаков говорил, что от темпов экономического роста будет зависеть, сумеет ли Россия сохранить статус великого государства. И мы наблюдали достаточно успешную экономическую динамику с 2000 по 2008 год, когда средние темпы роста были около 7 процентов. Потом эта концепция, увы, сломалась.

25 августа 1997-го. Евгений Примаков, в то время министр иностранных дел России, посетил сад-музей "Дерево дружбы" в Сочи. Фото: Клюшкин Виктор / ТАСС