Не вышло всё у них всерьёз второго сентября
Внимание! Текст не содержит спойлеров
Фэнтезийный 2022-й вступил в свою пиковую фазу: после успешнейшего старта "Дома Дракона" на HBO Max сразу двумя эпизодами стартовал сериал Amazon "Властелин колец: Кольца власти". Стартовал тоже не без успеха, хотя в этом случае он куда более относителен. Да, рейтинги, конечно, бешеные, лучший старт за всю историю сервиса - а могло ли быть иначе с такой мощной информационной поддержкой и культовой литературной основой? Зрителей у сериала действительно много. Да только вот недовольных среди них тоже немало.
В отличие от "прогрессивных" критиков, в целом расхваливших стартовые серии "Колец власти", обычная публика приняла сериал совсем не так благосклонно. Более того - Amazon тут же окрестил неудовлетворённую часть аудитории "троллями", а затем, увидев, к чему всё идёт, и вовсе отключил пользователям возможность оценивать сериал.
А следом случился ещё более вопиющий конфуз на главном киноагрегаторе интернета IMDb. Там сначала рейтинг нового флагмана Amazon уронили до не слишком впечатляющих 6,2 балла (впрочем, это цветочки по сравнению с унизительными 2,3 балла на Metacritic и постыдными 37% на "Гнилых томатах"), а потом вдруг куда-то пропали отрицательные пользовательские рецензии. Очевидно, по просьбе Amazon IMDb также провёл "чистку троллей".
Но сколько бы онлайн-кинотеатр ни воевал с объективной реальностью, всячески обзывая неугодных подписчиков, шила в мешке не утаишь. Все чаяния и все опасения по поводу сериала "Властелин колец: Кольца власти" оправдались полностью. Только ко вторым - а их к моменту премьеры накопилось великое множество - добавились проблемы, которых даже пессимисты не ждали.
Но сначала всё же о плюсах. Быстро, потому что их с гулькин нос. В общем-то, один. Первый, главный и единственный - конечно, речь об аудиовизуальной стороне. Миллиардный бюджет действительно заметен - и потрачен он на дело и со вкусом. И как бы ни отпирались шоураннеры Патрик Маккей и Джон Д. Пейн, пытаясь дистанцироваться от трилогий Питера Джексона, их стиль не просто повлиял на облик нового Средиземья, а был откровенно скопирован. Что вовсе не недостаток, а совсем наоборот - действительно, незачем переизобретать велосипед, когда вот он - стоит, сверкает на солнце всё ещё не облупившейся краской.
Отличную работу специалистов по спецэффектам, гримёров, художников по костюмам и прочих трудившихся над внешним образом Арды дополняет замечательный саундтрек. Причём заглавную тему сериалу подарил сам Говард Шор, писавший для всех шести лент Джексона, а создавший основную часть остальных композиций Беар Макрири идеи мэтра развил, вполне успешно ему подражая и не чураясь прямых заимствований.
На этом всё. Плюсы кончились. Остальное в "Кольцах власти" - в частности, сценарий и актёрский состав - оставляет желать много лучшего. Примитивная сказочно-приключенческая фабула могла бы лечь в основу какого-нибудь самостоятельного фэнтезийного проекта - и никто бы не стал возражать. Но от картины по миру Толкина ждёшь чего-то большего, чем авантюрная история об охоте на злодеев. Сценарий плох не только основной сюжетной канвой - он хромает буквально на каждой странице, утомляя бесчеловечно затянутыми диалогами, вдобавок совершенно идиотскими.
Особенно это заметно в сценах с Галадриэль, превратившейся в боевую и суровую амазонку, причём валлийка Морвед Кларк роль попросту не вытягивает. Соревноваться в бездарном актёрствовании с нею может только Исмаэль Крус Кордова - тот самый чернокожий эльф Арондир, с лица которого ни на минуту не сходит выражение тупой угрюмости. Катастрофический мискаст этим не исчерпывается: на большую часть здешних короткостриженых эльфов без слёз не взглянешь. Есть подозрение, что в своей борьбе со всевозможными проявлениями нетолерантности Amazon решил не останавливаться на расовой неразберихе и заодно объявил священную войну лукизму, фэтшеймингу и эйджизму. Потому что многие эльфы в "Кольцах власти" страшненькие, Гиль-галад полноват, а Келебримбор похож на старика.
За расизм тоже взялись основательно, как будто "Ведьмака" или, прости господи, "Колесо времени" пересматриваешь. Люди завистливо смотрят на эльфов, те им отвечают заносчивым высокомерием. И посреди пространства этого абсолютного недоверия всех ко всем страдают от взаимной, но запретной любви местная версия Берена и Лючиэнь - только вывернутая наизнанку: мужчина-эльф и женщина из людей.
Если вам в этом всём видится слишком мало инклюзивности, то пожалуйста: эльф - негр (да, это упоминавшийся Арондир, пока что он тут один такой), а его возлюбленную играет иранка по происхождению Назанин Бониади. Это она в интервью рассказывала о "пробуждении внутренней львицы" - и да, пробуждает целительница Бронвин свирепую животину вовсю, кромсая орков и являя ещё один типовой образец сильной и независимой женщины - для тех, кому омужиченной Галадриэль показалось мало.
Словом, как и ожидалось, про отсутствие современных трендов в сериале господа Маккей и Пейн просто-напросто соврали. С той же лёгкостью, с какой они же на голубом глазу пообещали, что гномихи в "Кольцах власти" не будут безбородыми, чтобы лишний раз не злить ревнителей канона. Бород нет, а современные тренды - есть.
Авторы попытались угодить фанатам иначе - слегка замаскированным фансервисом. Который, впрочем, может быть не продуктом продуманной стратегии, а следствием обычной лени и творческой импотенции. Главная парочка фигурирующих на экране мохноногов выглядят как женские версии Фродо и Сэма, а отношения Элронда с Дурином точь-в-точь дублируют постоянные взаимные пикировки Леголаса и Гимли. Образу Элронда притом сильно досталось: совершенно неясно, как из такого скользкого дохляка мог вырасти тот суровый эльфийский владыка, которого мы знаем. Максимум - какой-нибудь Трандуил.
И это ведь только первые две серии. Страшно представить, какой вой поднимут дальше толкинисты, которым сначала основательно нагадили в душу, а потом ещё и лишили права об этом громогласно заявить.