В судебной системе России грядет масштабная ревизия: надзорные инстанции попадут под сокращение

Вчера председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев объявил о начале масштабной ревизии судебной системы: будут укрупняться малые суды и создаваться судебные районы, выходящие за границы отдельных муниципалитетов.

А Совет Федерации наметил в будущем году провести публичные чтения проекта закона, вводящего процедуру суда над бюрократами и чиновниками-самодурами. Эти и многие другие планы прозвучали вчера на Совете судей России в Москве. Одна из главных новостей в том, что малых судов, где по штату работают один, два или три судьи, должно стать меньше.

- В будущем году будут сокращены сорок три малосоставных суда, - заявил Вячеслав Лебедев. - Всего же в стране действуют более семисот малосоставных судов. При этом много должностей остается вакантными, и из-за этого растет нагрузка на суды. Поэтому мы намерены оперативно вместе с управлением Судебного департамента провести ревизию всех вакантных должностей и пересмотреть нагрузку.

В первую очередь, конечно, будут сокращаться пустующие клетки в судейском расписании. Правда, меньше судей в стране не станет: незанятые должности из малых судов передадут в укрупненные судебные районы. По замыслу, это позволит людям в мантиях чувствовать себя более независимыми не только де юре, но и де факто. Ведь судебные округа, как планируется, не будут совпадать с обычными районами, а следовательно, окажется и меньше точек соприкосновения с местными начальниками. Все-таки независимому судье лучше держаться подальше от всякого рода администраций.

Правда, при этом может возникнуть другая проблема. Малые суды, как правило, расположены в небольших городках, где и жителей-то не бог весть сколько. Если люди в мантиях переедут, не придется ли простым людям добираться за тридевять земель за правосудием? Ведь страна у нас большая, многие районы могут потягаться по площади с некоторыми европейскими государствами, а дороги в России известно какие. Не отдалят ли судей такие перестановки от народа?

В Верховном суде уверяют, что не отдалят. Наоборот, судебная система стремится и дальше становиться более доступной и открытой. Кстати, закон об открытости судебной системы уже второй год лежит в Государственной Думе. Но сейчас появились надежды, что новые народные избранники займутся законом вплотную.

Как рассказал Вячеслав Лебедев, предполагается, что гражданин получит максимально возможную информацию о суде и судьях. Например, обсуждается вопрос, чтобы на судебных сайтах размещалась биография судей, чтобы гражданин видел, кто будет решать его судьбу. Там же человек сможет узнать: какие решения выносил судья, какие дела вообще рассматривались в этом суде, и когда будет слушаться его вопрос. И так далее.

К человеку в мантии предъявляются повышенные требования. Поэтому вопрос "а судьи кто?" не теряет своей актуальности. Более того, его дополняет другой вопрос: а где их взять? Сегодня около семидесяти процентов кандидатов на мантию не сдают квалификационные экзамены. Хотя сами по себе экзамены несложные.

- Мы не требуем заучивать наизусть все законы, это просто невозможно, - рассказал корреспонденту "РГ" председатель одного из региональных судов. - Обычно на экзамене лежат все кодексы и законы, пожалуйста, бери, пользуйся. Главное, чтобы человек знал, где что искать. Так ведь найти не могут!

Это претензия к юридическим вузам. Не всем, а тем, кто выпускает эти семьдесят процентов недоучек. Вчера Вячеслав Лебедев предложил ввести стажировку для кандидатов в судьи: шесть месяцев. А лучше год. Пусть походит на процессы, поработает бок о бок с профессионалом в мантии, глядишь, и выйдет толк из юриста. Кроме того, рассматривается вопрос, чтобы каждые три года судьи повышали квалификацию на специальных курсах. Безусловно, после этого профессионализм людей в мантии заметно вырастет. А честность, тоже нужное качество для судьи, повышается другими способами.

- Для этого мы работаем над открытостью судебной системы, - пояснили корреспонденту "РГ" в кулуарах заседания. - Ведь специалист, прочитав решение суда, как правило может определить, где дело нечисто. Подозрительные делишки всегда любят тайну.

Как сообщил Вячеслав Лебедев, в ближайшее время может быть принят закон, сокращающий число надзорных инстанций. Это те места, куда гражданин может пожаловаться после того, когда казалось бы все, конец: решение вступило в законную силу.

- Законопроект принят Госдумой и одобрен Советом Федерации, теперь его должен подписать глава государства, - сообщил Вячеслав Лебедев. - Раньше у нас существовало 13 надзорных инстанций, и гражданину порой трудно было разобраться, куда жаловаться. Процедура судебного надзора была настолько громоздка, что гражданин мог ждать несколько лет, пока его дело рассмотрят в порядке надзора. Теперь будет один надзор в республиканских, областных и краевых судах и три надзорных инстанции в Верховном суде.

Кроме того, сокращаются сроки рассмотрения надзорных жалоб: шесть месяцев. А в Страсбург направлен на экспертизу законопроект, позволяющий российским судам рассматривать дела о возмещении государством вреда, причиненного судебными органами. Речь идет, например, о нарушении прав на судопроизводство в разумные сроки: если дело тянулось слишком долго, а человек сидел в камере. И другие нарушения, которые сегодня нередко доходят до Европейского суда по правам человека.

Как пояснил Вячеслав Лебедев, законопроект не отменяет права граждан России жаловаться в Страсбург. Просто, зачем ехать далеко, если некоторые дела можно решить и в России.

Хорошие новости судьи вчера услышали от председателя Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам Анатолия Лыскова. Он фактически поддержал Верховный суд по многим вопросам.

- В январе будущего года мы планируем провести публичные чтения по проекту кодекса об административных процедурах судопроизводства, - заявил Анатолий Лысков. - А после обсуждения мы будем настаивать на принятии кодекса с учетом, конечно, всех доработок.

Напомним, что кодекс подробно расписывает процедуру суда с бюрократами, когда гражданину нужно обжаловать решение какого-нибудь чиновника или просто защитить свое честное имя. В споре гражданина и государства силы обычно неравны. Кодекс призван уравнять эти силы. Проект можно найти на сайте Верховного суда и прислать свои замечания.

Еще комитет Совета Федерации одобрил законопроект, закрывающий бакалаврам дорогу к мантиям как минимум до тех пор, пока не доучатся. По проекту, на статус судьи могут претендовать только магистры или выпускники вузов, получившие образование по старой университетской программе: пять лет юрфака.