Средства, сэкономленные на потреблении энергоресурсов, бюджетные организации смогут инвестировать в свое развитие.
Затраты на оплату топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере и ЖКХ сегодня неоправданно высоки. Повысить энергоэффективность по разным данным возможно на 25-40 процентов.
Региональная программа по энергосбережению предполагает внедрить нормативы энергопотребления в бюджетной сфере и ЖКХ с применением информационных технологий, разработать энергетические паспорта зданий, проводить энергоаудиты и мониторинг использования энергоресурсов в организациях. На чем базируется краевая программа энергоэффективности, в интервью "Российской газете" рассказал руководитель регионального проекта по энергосбережению Алексей Храпков.
Российская газета: Алексей Анатольевич, в чем новый федеральный закон № 261 ФЗ "Об энерго-сбережении" отличается от ранее действующего закона № 28 ФЗ?
Алексей Храпков: Основное отличие в том, что старый закон предусматривал реализацию программ энергоэффективности на крупных промышленных предприятиях, но не затрагивал при этом бюджетную сферу и ЖКХ. Кроме того, одно из преимуществ нового закона в том, что его нормы соотносятся с конкретными целевыми показателями. К примеру, планируется поэтапно обеспечить все бюджетные организации энергосберегающим оборудованием, в том числе приборами учета и регулирования потребления энергоресурсов. Ежегодно затраты на оплату ТЭР в бюджетной сфере должны снижаться на три процента начиная с 2010 года. К 2015 году они должны снизиться на 15 процентов. Также к 2015 году затраты на энергоснабжение объектов ЖКХ края с помощью энергосберегающих мероприятий должны уменьшиться на 12 процентов.
РГ: Какие стимулирующие механизмы бережливого отношения к энергетическим ресурсам предусмотрены программой?
Храпков: Структура закона (№ 261-ФЗ) предусматривает изменения в 17 существующих нормативных актах федерального уровня. Один из них - бюджетный кодекс, в который внесено изменение по поводу того, что сэкономленные средства в рамках энергосервисных контрактов остаются в распоряжении государственного учреждения. Это и есть один из стимулирующих механизмов, который предусматривает, что сэкономленные средства не возвращаются обратно в бюджет, а инвестируются в дальнейшее развитие.
Ранее на региональном уровне попытки разработать подобные механизмы уже были, но местные управленческие решения вступали в конфликт с федеральным законодательством. Поэтому стабильных гарантий возврата средств в мероприятия, повышающие энергоэффективность, не было. Теперь эта проблема устранена.
РГ: А каковы стимулы в частном секторе?
Храпков: Стимулирующим механизмом для реализации программы энергоэффективности в частном секторе (многоквартирные дома) будет само развитие рынка энергосервисных контрактов. Понятие "энергосервисный контракт" отражено в новом законе (№ 261-ФЗ) и предусматривает заключение контракта между потребителем и энергосервисной компанией, которая будет устанавливать в многоквартирных домах приборы учета.
В данном случае государство использует концепцию "начни с себя". Это своеобразная инъекция в развитие рынка энергосервисных контрактов. Механизмы, запущенные сначала в бюджетных предприятиях, должны проиллюстрировать, что программа энергоэффективности не пустой звук, а реальная возможность сэкономить. Реализация многих положений федерального закона № 261-ФЗ требует новых подходов. С этой целью мы сейчас, полагаясь на федеральные разработки, готовимся реализовать шесть пилотных проектов.
Пилотные проекты края по энергосбережению
1. Первый проект - "Считай, экономь, плати". Он посвящен созданию интеллектуальной системы управления потребления. В частности, это установка современных приборов учета энергетических ресурсов и систем регулировки их потребления.
2. Проект "Новый свет" предусматривает полный запрет на приобретение ламп накаливания в бюджетных учреждениях с первого января 2011 года. Для частного потребителя со следующего года будет введен запрет на продажу в розничной сети ламп накаливания мощностью 100 ватт и более. Лампочки накаливания меньшей мощности будут выводиться из оборота по определенному графику вплоть до 2014 года.
3. Проект "Энергоэффективный квартал" - это оценка потребления энергоресурсов на определенной городской территории. Сам проект разбит на две части: повышение энергоэффективности в существующих кварталах и энергоэффективные кварталы новостроек. Покупателей будут стимулировать приобретать квартиры в энергоэффективных домах.
4. "Энергоэффективная социальная сфера" - это отработка энергосервисных договоров, отработка механизмов, гарантирующих инвестору возврат вложенных средств за счет повышения энергоэффективности, отработка механизмов привлечения внебюджетных денежных средств на повышение энергоэффективности.
5. В проекте "Малая комплексная энергетика" предусматривает внедрение энергоэффективного оборудования для локальной энергетики (замену неэффективных старых технологий теплоснабжения на современные; применение газотурбинных установок и оборудования, использующего местные виды топлива).
6. Поиск и внедрение новых альтернативных источников энергии - это задача проекта "Инновационная энергетика". Курировать его будет краевой минпром. На федеральном уровне сейчас активно рассматриваются проекты, связанные со сверхпроводимостью и использованием биотоплива - энергии солнца, ветра, воды.