Новости

16.10.2012 00:42
Рубрика: Экономика

Инжинирингу стало тесно

Разработчики рвутся на внешние рынки
Текст: Андрей Медведев (исполнительный директор ГК "Промышленные силовые машины")
В нашей стране в машиностроении под инжинирингом понимается в первую очередь процесс производственного конструирования, или же производственная инженерия. Вместе с тем на Западе инжиниринг - это полный цикл от выбора идеи, проектирования, промышленного производства до получения прибыли от продажи новой продукции. Инжиниринг - это комплекс услуг по разработке и внедрению в эксплуатацию новых видов техники.

Считается, что только крупные энергетические и нефтегазовые компании могут стать основой для прорыва инжинирингового бизнеса в России. Однако основной отраслью для внедрения инноваций и развития инжиниринга является машиностроение. Кроме того, в Европе и США наиболее технически сложные продукты производят не крупные компании, а именно средний бизнес. Они не только разрабатывают специальные виды техники под конкретные требования клиентов, но и предлагают заказчикам новые методы ведения работ.

Для российского инжиниринга важнейшая задача сегодня - глубокая модернизация оборудования. Это касается дизельных электростанций, насосных установок, специальной техники. Здесь приходится сталкиваться с гиган тскими проблемами - с одной стороны, действующие технические стандарты и нормы не пересматривались с 80-х годов прошлого века и уже давно устарели, с другой стороны - заказчики хотят получать современные решения немедленно и без дополнительных затрат. А на разработку, естественно, нужно время и финансирование. Поэтому зачастую приходится вкладывать собственные средства, например, в проекты по модернизации оборудования для гидравлических испытаний трубопроводов. Такая техника не просто востребована в нефтегазовой отрасли, а просто-напросто необходима.

Новых разработок сегодня очень много, и это не только более современная техника, а именно новые методы ведения работ. Например, мобильные опрессовочные центры для теплосетевых компаний дают возможность опрессовывать теплосети небольшими участками, что, в свою очередь, позволяет проводить работы в сжатые сроки, оперативно находить проблемные места и производить ремонт проблемных участков. Для потребителей тепла и горячей воды - а это все население нашей страны - использование такой техники означает сокращение сроков отключения горячей воды.

Другой пример инновационных решений - технология утилизации ПНГ с закачкой газа в пласт для повышения нефтеотдачи. Утилизация ПНГ - тема предельно актуальная, по новому закону просто сжигать газ нельзя, 95% должно быть утилизировано. С новым оборудование нет необходимости использовать дорогие компрессоры высокого давления, энергозатраты стали ниже, а обустройство промысла проще и быстрее в целом.

Помимо проблем, связанных с модернизацией оборудования, перед разработчиками инжиниринговых проектов стоит задача модернизации технологической базы. Невозможно производить инновационный продукт на базе оборудования советского периода либо только на части современного оборудования. Нужно строить производство полного цикла с полностью современным оборудованием и технологиями.

Кроме того, огромной проблемой является отсутствие индустрии комплектующих. Производителю оборудования большую часть комплектующих и систем приходится производить самим, хотя европейские инжиниринговые компании имеют возможности приобретать качественные комплектующие у других предприятий, а сами занимаются именно разработкой нового оборудования и сборкой из готовых комплектующих.

Кроме того, опытные инженеры советской закалки не могут использовать современные методы, такие, например, как 3D-моделирование и другие, а молодым сотрудникам не хватает квалификации и школы. К сожалению, потеряна преемственность между поколениями инженеров и не сформирована общая база знаний. Сейчас требуется новая система подготовки и переподготовки инженерных кадров, в которой будут участвовать не только сами компании, но и вузы, отраслевые ассоциации.

Еще одна проблема - отсутствие горизонтальной структуры взаимодействия. В советский период заказчиком было государство, которое ставило профильным проектным институтам задачу по разработке новой техники, а уже готовый инженерный проект направлялся заводу - производителю оборудования. Заказчик при этом координировал работу всей цепочки. Сегодня эта система разрушена и компании вынуждены брать на себя функции и проектного института, и производителя.

Важнейшей проблемой остается отсутствие стимулов для развития инжиниринга. Многие компании в России крайне заинтересованы развивать свои предприятия, проводить модернизацию и внедрять инновации, но поддержки от государства в этом вопросе нет, а вместо этого есть целый ряд факторов, тормозящих развитие инжиниринга.

Главным стимулом для его развития может стать выход на внешние рынки. Для этого нужны механизмы государственной поддержки экспорта и пересмотр промышленной политики. Также необходимо выстраивание эффективного взаимодействия с крупнейшими российскими заказчиками, например с предприятиями нефтегазовой отрасли как одной из самых высокотехнологических отраслей.

Не стоит забывать и о законодательной базе и государственных гарантиях, которые помогли бы развитию инноваций. Но пока у нас в стране предпочитают покупать зарубежные технологии через западные инжиниринговые компании. К сожалению, эти технологии далеко не всегда являются самыми передовыми и инновационными и зачастую совершенно не адаптированы для работы в российских условиях.

Экономика Бизнес Инновации