Систему вхождения во власть главы региона, минуя всенародное голосование, разъяснил председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, подчеркнув, что применять ее - не обязанность, а право региона. "Субъектам Российской Федерации предлагается определиться с возможностью формирования иного порядка выбора главы субъекта Российской Федерации по сравнению с действующим, - уточнил Плигин. Политические партии, которые представлены в заксобраниях, Госдуме, могут предложить президенту не менее трех кандидатур для выборов на пост главы субъекта Российской Федерации. "Более того, в законопроекте указано, что политические партии могут предложить кандидатуру не только члена своей партии, но и представителя иной политической партии или беспартийного. Они также обязаны провести консультации с региональными отделениями других политических партий, которые не представлены в законодательных органах власти субъекта Российской Федерации", - сказал глава комитета. Во время этих широких консультаций и определяются не менее трех возможных кандидатов, которые партия предлагает президенту. "Как вы понимаете, число возможных предложений в этой ситуации может быть множественное", - заметил Плигин. А дальше уже президент предлагает из общего списка три возможных кандидатуры законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации. Право самостоятельно определить законом субъекта РФ порядок избрания высшего должностного лица региона, по словам одного из авторов инициативы, первого зампреда Комитета Госдумы по делам национальностей Михаила Старшинова, дает возможность реализовать принцип федеративности, заложенный в самой конструкции Российского государства. Он напомнил, что у нас "много говорится о необходимости децентрализации". Авторы законопроекта переходят от слов к действиям. "Нельзя равнять всех под одну гребенку. И не надо недооценивать потенциал наших регионов. Там живут мудрые люди. Уверен, что они сами примут взвешенное и выверенное решение о том, надо им применять этот закон или нет", - сказал Старшинов, полагающий, что эти поправки "балансируют нашу политическую систему". "Если мы хотим стабильного развития, мы должны учитывать настроения в различных регионах, использовать преимущества, которые дает наше федеративное устройство", - убежден депутат. Депутаты надеются, что время покажет, приживется ли подобная практика. Дальнейшая судьба инициативы, по мнению Плигина, "будет зависеть от того, какие субъекты РФ ею воспользуются".
Несмотря на то, что законопроект поддержали 403 депутата (против - 10), думцев он немало озадачил. Коммунист Анатолий Локоть увидел в нем угрозу для единого политического пространства России. Либерал-демократ Владимир Овсянников предостерег коллег - с этим "баловаться" нельзя. Лидер фракции ЕР Владимир Васильев согласен с тем, что прямые выборы губернатора соответствуют пожеланиям людей большинства регионов. Однако надо учитывать и специфику национальных субьектов. "Мы только открываем дискуссию", - помирил всех "справоросс" Александр Тарнавский.