Новости

21.05.2013 12:50
Рубрика: Культура

Многие работы Рэя Манзарека остались недооцененными

Сегодня пришло новое печальное известие - в возрасте 74 лет в Германии от рака умер Рэй Манзарек - настоящая икона "золотого века" музыки.
 
 
 
 
 
 

1967 год был важнейшим годом для той эпохи, а значит - и для истории музыки в целом. Тогда вышли альбомы, ставшие ключевыми для процветавшей тогда психоделической сцены США и Великобритании. Вот далеко не полный список: Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band и Magical Mystery Tour (The Beatles); Forever Changes (Love); The Piper at the Gates of Dawn (Pink Floyd); The Who; The Velvet Underground and Nico; Surrealistic Pillow и After Bathing at Baxter's (Jefferson Airplane); Are You Experienced? и Axis: Bold As Love (The Jimi Hendrix Experience), а также единственная в своем роде пластинка The Rolling Stones - Their Satanic Majesties Request… И, конечно, два первых альбома лос-анджелесской группы The Doors.

На фоне культовой фигуры верховного шамана тогдашней Америки - Джима Моррисона - роль клавишника группы Рэя Манзарека казалась многим как будто менее значительной. И напрасно. И дело не столько в том, что именно с его одобрения творческого порыва старого университетского приятеля Джима, которого он случайно встретил на пляже в совсем другом городе, началась группа The Doors. Музыка одного из самых влиятельных коллективов шестидесятых состоялась как что-то совершенно уникальное благодаря неповторимым партиям клавишных Рэя. И после выхода первых двух пластинок The Doors и Strange Days Моррисон и Манзарек вместе со своими товарищами по группе - одним из лучших гитаристов своего времени Робби Кригером и замечательным ударником Дэйвом Денсмором - вскоре стали заметным явлением богатой на самородки американской музыки шестидесятых.

Читайте также:

Последующие четыре "классических" года, за время которых вышло еще четыре альбома The Doors, окончательно сделали их признанными лидерами жанра. Но в 1971 году умер Моррисон, и интерес публики к деятельности остальных троих музыкантов резко снизился. До того резко, что вышедший в том же году альбом Other Voices и последовавший за ним через год Full Circle остались почти без внимания, а сегодня о них и вовсе мало кто помнит - даже среди поклонников группы. Объяснить это, конечно можно - многие тут же сочли, что The Doors без эксцентрики Моррисона - уже "не те". Вскоре это мнение стало как будто аксиомой, а через некоторое время необходимость иметь какое-то мнение об этих альбомах и вовсе отпала - как если бы их никогда не было. Да, объяснить можно - но не понять. Ведь Other Voices и Full Circle остаются блестящими самобытными работами - недаром большой любитель англоязычной психоделической музыки Джо Дассен перепел одну из песен со второго альбома, сделав ее мировым хитом.

В ходе записи двух "пост-моррисоновских" альбомов группой единолично руководил Манзарек. Он же и пел. К сожалению, вскоре проект все-таки распался, и с Робби Кригером Рэй встретился лишь намного позже, чтобы поездить в турне со старыми песнями с первых классических альбомов The Doors - с приглашенными вокалистами (Денсмор от участия в этих турах небезосновательно отказался, так же, как Джон Дикон отказался от участия в новых гастролях бывших участников Queen под старой вывеской).

Но после распада группы Манзарек, к счастью, не перестал творить, записав четыре сольных альбома (один из которых - его причудливая клавишная интерпретация знаменитой Carmina Burana Карла Орфа), два альбома с супергруппой Nite City и два альбома с блюзовым гитаристом Роем Роджерсом. И везде слышны его фирменные переливающиеся всеми цветами радуги клавишные.

Последняя его пластинка - совместный с Роджерсом альбом Translucent Blues, вышедший всего два года назад. Между прочим, одна из лучших вещей, которые происходили с блюз-роком за последнее время.

Культура Музыка Рок Общество Утраты Музыка с бородой РГ-Видео