Откровенно говоря, победу Зубкову в первую очередь прочили в четверках, старт которых еще впереди. А вот перспективы его дуэта с Алексеем Воеводой казались менее предсказуемыми. Но первый же заезд бобов-двоек заставил и соперников, и болельщиков раскрыть рты от удивления - 56,25 секунды. Так быстро на сочинской трассе еще никто и никогда не ездил. Российский экипаж сразу же вышел в лидеры, а по итогам второй попытки преимущество Зубкова и Воеводы над швейцарцами Битом Хефти и Алексом Бауманом составило 0,32 секунды - очень немало для бобслея.
На следующий вечер, когда и решалась судьба медалей, российский боб вышел на трассу первым. И вновь побил рекорд трассы - 56,08. Ехавшие следом швейцарцы по итогам третьей попытки отстали уже на полсекунды, а американцы - олимпийский чемпион Ванкувера Стивен Холкомб и Стивен Лангтон - на 0,69. Очень неплохо проявил себя и наш второй экипаж. Александр Касьянов и Максим Белугин закрепились на пятом-шестом местах с отставанием в 0,83 секунды и реальными шансами на медаль.
Развязка наступила в конце четвертого заезда - в нем лидеры стартуют в обратной последовательности, и лучшая команда завершает соревнования. Касьянов и Белугин отлично финишировали и смогли опередить и латвийский экипаж, и канадский. В итоге они разом поднялись на четвертое место. Этот результат для второй российской команды равносилен победе.
Нашу двойку сместили с пьедестала американцы Холкомб и Лангтон, которые стали бронзовыми призерами с общим временем 3:46,27. Швейцарцы Хефти и Бауман по сумме четырех заездов были быстрее на 0,22 секунды. Они - вторые. Ну а Зубков и Воевода разгонялись под оглушительный рев трибун. И мчались по трассе под мощное "Россия, Россия!" Наш боб пролетел все виражи безупречно и "привез" швейцарцам 0,66 секунды. Есть первое российское "золото" в бобслее!
История этой победы достойна отдельной повести, да и фильм на эту тему, уверен, собрал бы хорошую кассу. Ведь Александр Зубков и Алексей Воевода шли к олимпийскому "золоту" много лет. Они побеждали на больших турнирах, били рекорды, уходили из спорта, разрывали отношения друг с другом, но преодолели все это ради того, чтобы выступить здесь, на нашей Олимпиаде в Сочи.
Уже как-то подзабылось, но начинал карьеру Зубков как саночник. Даже ездил в этом качестве на Олимпиаду в Нагано и занял там 20-е место. Но потом пересел в боб и начал все сначала. Было это 15 лет назад, когда российские спортсмены в этом виде, мягко говоря, сильны не были. А последние успехи датировались аж Олимпиадой-88 в Калгари, где победила советская двойка Яниса Кипурса и Владимира Козлова. Потом были годы упорных тренировок и тяжелой работы, которые принесли первые серьезные результаты в 2003-м, когда на чемпионате мира в Лейк-Плесиде экипаж Зубкова выиграл бронзовую медаль. Через два года он "разменял" эту "бронзу" на "серебро" Калгари, и в том же сезоне стал чемпионом Европы в четверках.
На Олимпиаду в Турин Зубков ехал уже в ранге победителя Кубка мира и серьезного претендента на медали. И взял "серебро" в четверках вместе с разгоняющими Алексеем Воеводой, Филиппом Егоровым и Алексеем Селиверстовым. Та медаль стала для российских бобслеистов первой в олимпийской истории. Спустя четыре года в Ванкувере Зубков и Воевода тоже были в призерах, но уже в двойках, где они получили "бронзу".
После Игр-2010 оба прославленных бобслеиста объявили об уходе их спорта. Зубков тут же получил пост министра спорта родной Иркутской области. Воевода - между прочим, трехкратный чемпион мира по армрестлингу - тоже отошел от дел. Но без ледяного желоба оба продержались недолго. Уже в 2011 году двойка Зубков-Воевода выиграла чемпионат мира в Кенигзее.
Сложно сказать, какая черная кошка пробежала между Александром и Алексеем, но этот замечательный тандем распался. Спортсмены какое-то время не общались друг с другом, и катались с другими партнерами. Когда уже мало кто верил, что мы когда-либо увидим Зубкова и Воеводу в одном экипаже, а до Сочи оставалось совсем чуть-чуть, ребята все-таки встретились. Поговорили по-мужски, объяснились, сняли все вопросы и недомолвки и отправились работать.
- У нас были небольшие недоразумения между собой, но мы на сборе сели за стол переговоров, пообщались и пришли к выводу, что мы должны вместе сделать одно дело. Тем более что Олимпийские игры проходят у нас в стране. Ответственность большая, и мы должны все сделать красиво, - так описал эту ситуацию сам Зубков в интервью "РГ" перед Олимпиадой.
Интересная деталь - если для Александра это Игры, которые проходят в его стране, то для Алексея Воеводы Сочи вообще родной город. Он здесь вырос и, разумеется, победить здесь для него было пределом мечтаний спортсмена. Кое-кто, кстати, именно Воеводу предлагал в качестве знаменосца сборной на церемонии открытия. Но эту честь доверили Зубкову. 39-летний атлет воспринял новость спокойно и с достоинством. На каверзные вопросы - не является ли это плохой приметой, нести флаг - отвечал, что в такие приметы он не верит. Александр возглавил нашу делегацию на открытии, после чего вернулся к тренировкам.
Разумеется, трассу "Санки" и Зубков, и Воевода знают наизусть. Наш пилот честно признавался, что в этом у россиян будет небольшое преимущество над соперниками. Что, разумеется, совершенно не гарантировало победу. Перед Играми Александр осторожно замечал, что любая медаль будет для него хорошим результатом. Ему, конечно, верилось, но сразу же вспоминалось и другое. За долгую и славную карьеру он выиграл все, что только можно, за исключением олимпийского "золота". И к Сочи готовился, конечно, по-особенному. Вместе с некогда соперником, а теперь личным тренером канадцем Пьером Людерсом. Тот не стал ничего кардинально ломать, но, по признанию самого Александра, помог прибавить в некоторых моментах. А ведь именно из мелочей складываются те самые доли секунды, которые стоят в бобслее так дорого.
Трассу "Санки" Зубков изучал внимательно еще на стадии строительства. И не скрывает, что с ним тоже консультировались при проектировании. Ее, кстати, пришлось чуть переделать. После трагедии на Олимпиаде в Ванкувере, когда разбился грузинский саночник, требования по безопасности трассы в Сочи ужесточили.
- Были сделаны ограничения в скорости и в сложности прохождения виражей. Отредактировали контруклоны на трассе. Если бы их не было, было бы намного интереснее, и трасса была бы очень скоростная. Но и пилотам пришлось бы намного сложнее, - рассказывал Зубков. - На более скоростных трассах, как в Ванкувере, очень большую роль играет мастерство пилота. Там более опытные спортсмен может решиться на то, чего не сделает более слабый пилот. Это риск, но кто не может этого сделать, тому тяжело добиться результата.
Сотни раз Александр съезжал по этой трассе перед Олимпиадой. И не скрывал, над чем он вместе со своей командой работает в первую очередь.
- Разгон. Очень большое внимание мы уделяем старту. Если на нем проигрываешь больше 5-6 сотых, на финише практически наверняка нагнать это не получится, - говорил он. - Если только не будет какой-то грубой ошибки. Ну а в итоге все будет зависеть от качества прохождения пилотом всей трассы на протяжении четырех заездов.
Разумеется, помимо мастерства нашего пилота и разгоняющего, нельзя не отметить и всю большую российскую команду, которая вложила свои силы в исторический успех. Ведь бобслей - это соревнование не только людей, но и технологий. Сделать быструю машину почти также сложно, как построить болид для "Формулы-1". Каждая из них индивидуальна. И российской команде удалось создать лучшую из лучших. А последнее слово осталось за теми, кто вел этот боб по трассе.
- Мы понимаем, что на нас ложится двойная ответственность, потому что мы - дома. И все болельщики, пресса ждут от нас только побед, - спокойно и уверенно рассуждал Зубков пред стартом. - При этом соперники очень серьезные и тоже готовятся, поэтому гонка будет очень жесткой до последних долей секунды.
Да, от них ждали побед и журналисты, и болельщики. Пресс-центр "Санок" впервые на этой Олимпиаде к решающему заезду был забит до отказа. На трибунах и вдоль трассы наших парней поддерживали сотни людей с российскими флагами, которые, как могли, передавали спортсменам свою энергию. Наверное, каждый атлет мечтает побеждать в такой атмосфере. Зубков и Воевода шли к этому дню очень долго. И они все сделали красиво. Но на этом история не заканчивается, ведь впереди еще заезды четверок. А значит, будут еще спуски по трассе "Санки". И есть надежда, что будет такой же замечательный итог.