Вчера турецкое исследовательское судно "Барбарос" в сопровождении двух боевых кораблей вошло в территориальные воды Республики Кипр для проведения сейсморазведки. Практически одновременно и, видимо не случайно, турецкий корвет "Бардин" на протяжении короткого времени оказался в территориальных водах Греции в восточной части Эгейского моря, сообщили греческие СМИ.
Гневная реакция греков-киприотов и официальных Афин не заставила себя долго ждать. "Никосия теперь обязана защитить свои права и суверенитет", заявил министр обороны Кипра Христофорос Фокиадис. Министр иностранных дел Греции Эвангелос Венизелос сделал еще более категоричное заявление, призвав Турцию "изменить курс не только судна, но и внешней политики" и не создавать очередную горячую точку в "момент, когда внимание международного сообщества сфокусировано на борьбе с международным терроризмом и кризисе, с которым Европа сталкивается на своих южных и восточных рубежах".
Сегодня Никосия объявит о "политических, дипломатических и юридических" мерах в ответ на агрессивные действия Турции. Как отмечает греческая газета "Катимерини", греки-киприоты потребуют полной заморозки переговоров Анкары и Брюсселя о предоставлении членства в ЕС. Не исключено и обращние к СБ ООН с требованием осудить действия турецкой стороны.
Спор вокруг обнаруженных ранее крупных залежей нефти и газа на шельфе Кипра обострился с момента выдачи Никосией лицензий иностранным компаниям на разведывательное бурение. Как оптимистично писала кипрская пресса, успех разработки только одного блока нефтегазового месторождения, получившего название "Афродита", сулит хрупкой экономике островной республики доход в сотни миллиардов евро. Кроме того, было анонсировано и строительство завода по сжижению газа к 2020 году.
Хотя смелые надежды на огромные запасы сырья, которые изначально оценивались в 1,2-1,4 миллиардов баррелей нефти и более 1,5 триллиона кубометров газа не подтвердились и впоследствии были скорректированы в меньшую сторону, Турция сразу дала понять, что ни в коем случае не допустит односторонней эксплуатации греками-киприотами обнаруженных ресурсов. Как заявляют в Анкаре, не признающей суверенитет Республики Кипр, нефть и газ должны принадлежать всему населению разделенного острова.
Несмотря на серьезные политические риски, международный концерн итальянской ENI и корейской Kogas начал подготовительные работы к глубоководному бурению на южном шельфе Кипра. Именно в этот многообещающий район и отправилось судно "Барбарос" для проведения собственных исследований и наглядной демонстрации турецкого флага и серьезных намерений. Надо сказать, что Анкара еще неделю назад предупреждала о подобном развитии событий. В результате, президент Республики Кипр Никос Анастасиадис назвал действия турецкой стороны "провокационными и незаконными" и заявил о приостановке переговоров между греками-киприотами и турками-киприотами, возобновившихся в начале текущего года при посредничестве ООН.
Хотя эксперты на данный момент исключают прямое вооруженное столкновение Турции с Кипром и Грецией (Анкара и Афины входят в НАТО) обострившийся спор вокруг средиземноморских углеводородов напрямую бьет по интересам Вашингтона. Резко активизировав свои усилия по поиску мирного решения кипрской проблемы сразу после обнаружения здесь крупных запасов "голубого топлива", США не скрывают, что добиваются создания в Средиземноморье мощного энергетического хаба с целью дальнейшего ослабления позиций России на газовом рынке Европы.
Побывавший на Кипре уже дважды за последние полгода вице-президент США Джозеф Байден заявил о намерении связать Кипр, Турцию, Израиль и Грецию новым энергопроектом, в реализации которого должны принять участие американские компании. "Открываются новые возможности", заявил Байден в начале октября, вслух размышляя о строительстве трубопровода для доставки средиземноморского газа в Европу.
В Вашингтоне уверены, что данный амбициозный проект "убьет двух зайцев" - обеспечит региональную стабильность в восточном Средиземноморье, завязав всех его участников друг на друга, и предоставит Европе альтернативный маршрут поставок углеводородов. Впрочем, разворачивающиеся жесткое соперничество за энергоресурсы Кипра явно ставит США в неловкое положение и наглядно демонстрирует - Белый дом не только не контролирует ситуацию, но и до конца не просчитывает все последствия "открывающихся новых возможностей".
Справка "РГ"
С 1974 года Турция взяла под свой контроль северную часть Кипра (37 процентов территории) и является единственной страной, признавшей так называемую Турецкую Республику Северного Кипра. Никаких крупных негативных последствий в виде международных санкций для Анкары вторжение на Кипр не имело.
Если сравнивать недавнюю ситуацию в Крыму и развитие событий на Кипре, то можно смело говорит о двойных стандартах, считают эксперты в Афинах. "Вторжение Турции на Кипр привело к большим человеческим жертвам, чего не было в Крыму. Лишь ограниченные санкции были применены к Турции в то время со стороны США, но Турции до сих приходится платить цену в плане ее попыток стать страной-членом ЕС", - заявил "Российской газете" генеральный директор Греческого фонда европейской и внешней политики Танос Докос.