Очевидно, что вузы и средние специальные учебные заведения не смогут быстро перестроиться под новые потребности рынка и за год-два поменять учебные программы.
Но бизнес сам нашел выход. Крупные агропромышленные предприятия массово запускают собственные программы подготовки и переподготовки кадров на базе учебных заведений либо делают в них целевые заказы. В некоторых случаях они предпочитают некий гибридный вариант: студент проходит обучение в стенах своей альма-матер, но с прицелом на конкретное производство и с практическими занятиями на нем же. Отдельные примеры такого сотрудничества были и раньше, однако сегодня они становятся новым трендом.
Утром - книги, вечером - стулья
В сентябре Донской государственный аграрный университет и крупнейший в России производитель индейки начали совместное обучение студентов на новой кафедре "Птицеводство". Кафедра была изначально создана под потребность предприятия (профильное направление - "Индейководство").
Глава компании Вадим Ванеев признается, что завод ощущает дефицит специалистов:
- Сначала мы просто были вынуждены привлекать людей необходимой квалификации со всей России. Теперь же ростовские студенты смогут получать такие знания, которые позволят им сразу после выпускных экзаменов устраиваться на работу уже в качестве специалистов высокой категории.
Во время учебы те, кто решится сразу же и работать на предприятии, будут получать не только стипендии, но и зарплаты, добавляет бизнесмен. Кафедра с лабораториями и площадками для практических занятий располагается на территории компании. Теоретические курсы читают преподаватели вуза, а практические - специалисты агрохолдинга, имеющие научную степень.
- В ближайшие несколько лет количество сотрудников компании будет увеличено с 5,5 тысячи человек до 10 тысяч, и многие из них должны получить дополнительное образование, как минимум окончить специальные курсы, - говорит Ванеев.
Сам университет тоже "вошел во вкус" и открыл похожую практическую кафедру почвоведения и орошаемого земледелия на базе соседнего хозяйства, а также кафедру "Технический сервис в АПК" на базе Северо-Кавказской машиноиспытательной станции. Часть студентов затем сразу идет работать на эти предприятия, остальные "расходятся на свободном рынке".
Вырастят в теплице
- Для того чтобы импортозамещение состоялось не на словах, а на деле, нужны люди. За последние пару десятилетий специалистов в сельском хозяйстве становилось все меньше. И инвесторы, приходящие с новыми проектами, сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров, - подтверждает ректор вуза Александр Клименко. - Это касается в первую очередь высокотехнологичных направлений: животноводства, овощеводства и пищепрома. К нам обращаются многие компании за помощью, поэтому в ближайших планах - создать совместно с предприятиями АПК еще несколько подобных кафедр.
- Только за последний месяц к нам с предложением о подготовке специалистов обратилось несколько компаний, которые намерены заниматься производством овощей, а также строительством овощехранилищ, - говорит доцент кафедры "Технология и оборудование переработки продукции АПК" Донского государственного технического университета Максим Московский. - Спектр отраслей в сельском хозяйстве очень широк. И даже если человек, например, получил в свое время профильное образование по растениеводству, ему для работы в современных теплицах нужны серьезные дополнительные знания.
Правительство Ростовской области сейчас тоже активно работает над тем, чтобы высшие и средние технические учебные заведения больше сотрудничали с конкретными производителями, говорит министр сельского хозяйства региона Константин Рачаловский. До сих пор спрос не превышал предложение: молодые люди не хотят идти в аграрную отрасль. Но если человек знает, что потом попадет в крупную компанию на определенное место с хорошей зарплатой и перспективами карьерного роста, почему бы и нет?
Переучиться никогда не поздно
Необходимость точечного образования назрела в России давно, говорят опрошенные "РГ" бизнесмены. Санкции стали лишь своего рода триггером, который позволил по-новому взглянуть на проблемы и сделать что-то действительно новое. Причем речь идет уже не только о сельском хозяйстве, но и о других секторах реального производства.
Электровозостроительный завод в Новочеркасске, например, в середине 2000-х годов открыл собственный учебный центр. Вначале он предназначался для подготовки кадров внутри компании, но сегодня разросся до негосударственного образовательного учреждения начального и дополнительного профессионального образования с лицензией примерно на 300 видов обучения и программ повышения квалификации.
- Если в сфере торговли найти людей легко, то узкий специалист на производстве с высокой квалификацией - большая и весьма дорогая редкость, - отмечает заместитель директора центра Рустам Шагеев. - Таким компаниям проще научить специалиста работать на определенном оборудовании на месте.
С такой оценкой согласна декан факультета дополнительного и профессионального образования Калмыцкого госуниверситета Тамара Очир-Гаряева. По ее словам, такой формат удобен всем участникам процесса. Вуз получает дополнительную нагрузку и доходы, а бизнес за относительно небольшие деньги готовых специалистов для решения конкретных задач.
- Раньше университет занимался в основном повышением квалификации госслужащих, но сейчас приходит много предложений и от частного бизнеса, - говорит она. - В первую очередь это предприятия агропромышленной и строительной сферы.
По мнению ректора Института управления, бизнеса и права Имрана Акперова, российская система образования давно и очень остро нуждается в реформировании.
- В России стали ориентироваться на мировые рейтинги вузов. Но главной задачей современного вуза должна быть подготовка кадров, востребованных на рынке. Руководством страны четко обозначен курс на либерализацию бизнеса и образования. Поэтому необходимы новые формы и методики обучения. При достаточно низкой безработице в России у нас на рынке труда большие перекосы. Есть перебор одних специальностей и острый дефицит других. И вполне логично бизнес пришел к тому, чтобы давать точечные запросы. Пока еще большинство вузов, особенно государственных, работает по консервативным методикам. Однако меняющийся рынок заставляет искать более эффективные формы.