В нефтегазовой отрасли запущена крупная кампания по импортозамещению

Изменение объемов поставок и географии внешнего спроса на нефть и нефтепродукты не повлияло на планы российского ТЭКа сохранить лидирующие позиции в мировой энергетике. Однако чтобы выполнить эту задачу, в ближайшие годы необходимо реализовать крупномасштабную отраслевую программу импортозамещения.

Сегодня компаниям из Европы запрещено предоставлять российским заказчикам услуги по разведке и добыче глубоководной и арктической нефти. Также запрещены поставки плавучих установок для добычи на шельфе, высокотехнологичного оборудования для глубоководной добычи нефти и работы в Арктике.

Как поясняет президент Союза нефтегазопромышленников России (СНП) Геннадий Шмаль, пока санкции сравнительно безобидны, поскольку касаются работ на таких направлениях, где доля российских проектов пока минимальна, а добыча практически не ведется. Но если подобные ограничения будут расширены на традиционные месторождения, последствия могут быть ощутимыми. "Может быть к лучшему, что санкции и падение цен на нефть вынудили государство озаботиться проблемой импортозамещения. Но здесь требуется комплексный подход: изменение государственной научно-технической политики, возрождение прикладной науки, перестройка высшего технического образования. Эти базовые структуры должны дополнять друг друга и должны быть хорошо связаны между собой", - считает эксперт.

Пока же первыми шагами со стороны государства стало создание отраслевой программы импортозамещения, для реализации которой к июлю этого года правительство планирует выработать полный комплекс инструментов поддержки, в том числе и финансовых. Такая программа в энергетической отрасли будет разворачиваться по двенадцати приоритетным направлениям. Ее первоочередные мероприятия, реализация которых намечена уже к 2016 году, связаны с технологиями гидроразрыва пласта и наклонно-направленного бурения - именно их в первую очередь и коснулись санкционные запреты. Здесь доля импортного оборудования составляет 90 процентов.

В целом же доля зарубежного оборудования при добыче трудноизвлекаемых залежей углеводородов доходит до почти 50, на традиционных месторождениях - менее 20, при получении СПГ - 80, при работах на шельфе - более 80 процентов. Проект энергетической стратегии до 2035 года предусматривает снижение доли импортного оборудования в отрасли до 10 процентов. Однако для того чтобы как минимум сохранять добычу на нынешнем уровне, нам в ближайшие пять лет необходимо построить 15 флотов гидроразрыва пласта, 90 систем для наклонно-направленного бурения, холодильные установки для производства СПГ, 30 буровых платформ для работы на шельфе, катализаторы и насосы высокого давления для нефтехимии - до 26,5 тысячи штук ежегодно.

К 2020 году общий объем инвестиций в нефтегазовую отрасль может достичь 15 триллионов рублей

И если сегодня российские производители насосного оборудования могут не только на равных конкурировать с западными, но и полностью закрыть российский рынок, то в некоторых случаях зависимость от зарубежных поставщиков весьма велика. Так, наиболее "узкими местами" для отечественных разработчиков является создание электронно-компонентной базы и программного обеспечения.

Тотальное замещение всего импорта невозможно, признают в правительстве, при этом обещая поддержку как предприятиям отраслевого машиностроения, так и регионам, внедряющим соответствующие программы на уровне своих компетенций. Так, Тюменская область заявила о возможности создания конкретных проектов между компанией "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" и местными предприятиями. Такая координация дает возможность формировать предложения, основанные на реальных запросах инвесторов, заинтересованных в размещении своих производств в регионах, а также планировать заказы для уже работающих производителей.

Всего в стране насчитывается более 300 предприятий, готовых приступить к выполнению отраслевой программы импортозамещения. Как рассказал глава минпромторга Денис Мантуров, более половины импортозависимых позиций наши машиностроители смогут заместить в течение двух-трех лет. Уже реализуется несколько инвестпроектов для ТЭКа. Например, строительство комплексов гидроразрыва пластов ведется консорциумом "Русская факторинговая компания" совместно с "Сургутнефтегазом". "Уралмаш" разрабатывает систему привода для установок бурения вторых и горизонтально направленных стволов. Пермская компания нефтяного машиностроения договорилась с потребителем об испытании новейшего комплекса роторной управляемой системы. О планах выпуска нового вида продукции на площадке Первоуральского новотрубного завода заявил Челябинский трубопрокатный завод. Здесь, по заказу компании "Газпром" намерены освоить производство обсадных и насосно-компрессорных труб из высоколегированных сплавов на основе хрома и никеля, обсадных труб большого диаметра с приварными соединениями, резьбовых соединений класса "премиум" второго и третьего поколения, труб OCTG высоких групп прочности.

Под заказы для машиностроительных предприятий ТЭК действительно сегодня направлены немалые средства, которые, при рациональном их расходовании, могут сформировать масштабный портфель заказов для реального сектора российской экономики. В 2014 году общий объем инвестиций в нефтегазовую отрасль России составил 2,5 триллиона рублей, а к 2020 году, по некоторым оценкам, может достичь 15 триллионов.

Сами нефтегазовые компании заметно активизировались в вопросах импортозамещения в своих закупках. Они создали специальные подразделения, утвердили внутренние регламенты и планы локализации востребованного оборудования. Минпромторг координирует этот процесс, синхронизируя потребности сектора с возможностями российских машиностроителей.