"АНТИстоматология. Что скрывает от вас ваш стоматолог?". Так назвал свою книгу - "самоучитель для идущих на прием к стоматологу" - главврач одной из столичных стоматологических клиник Артур Пинхасов. Для медика вынести сор из избы (вернее, мусор из кабинета с жужжащей бормашиной) - поступок сам по себе неординарный, и читатели его оценили. Первое издание книги разошлось практически сразу, сейчас готовится следующее плюс перевод на иностранные языки. Остроумно, на примерах и с картинками в книге рассказано, как недобросовестный дантист может вытянуть не только зуб из десны, но и лишние деньги из вашего кармана. И главное - как этого избежать.
Книга - именно "самоучитель", не памфлет и не жалоба. Действие перенесено в Америку, цены - в доллары, а повествование - в уста "американского дантиста Марка Фишмана", дающего ценные советы своему племяннику - бывшему боксеру. К свадьбе тот решил обзавестись голливудской улыбкой, а встретился с дельцами от стоматологии. А они гораздо больше пугаются угрозы суда со страховой компанией, чем фирменного "хука справа" от обиженного клиента. Заканчивается книга, конечно же, хеппи-эндом. Но путь к нему долог.
"Откройте рот и будьте внимательны" - так называется первая глава. Впечатлительные читатели открывают валерьянку и пьют залпом. Им расскажут, сколько раз рискует нарваться на обман человек, примчавшийся в незнакомую клинику с острой болью "во всей челюсти". Доктор находит сразу в нескольких зубах "глубокий кариес", удаляет из них нервы, пломбирует каналы и выставляет счет, от которого пациент начинает заикаться. Страдальцу могут сказать, что один из зубов надо будет покрыть коронкой, "чтоб не разрушился", другой - удалить и вставить имплант, а затем делать мостовой протез... Девиз лечения: "навеки вместе!" - пациент прочно увязает в "сетях". Хотя, возможно, при первом визите нужно было всего лишь определить, какой зуб стал причиной острой боли (всегда один), и поставить обычную пломбу. Но, иронизирует Артур Пинхасов, у пациента обычно три цели: вылечить зубы, сделать это как можно дешевле, а после этого как можно дольше не ходить к стоматологу. С первой целью непорядочный врач согласен, а со второй и третьей - нет. Итог понятен.
Как действовать пациенту? Для начала - отказаться от роли "незнайки". Предварительно узнать, какие есть варианты лечения, задавать врачу "грамотные" вопросы, на все диагнозы требовать подтверждений в виде рентгеновских снимков. Еще одна хитрость: сообщить врачу, что лечиться вы будете не у него. "Вам просто спросить" - вы ищете лучший план лечения. Деньги за осмотр доктор получит, а обманывать нет смысла: коллеги злорадно и быстро разоблачат. Зато если все честно - возможно, вы к нему еще вернетесь.
В "самоучителе" подробно рассказано, как вычеркнуть из плана лечения все лишнее, но затратное. Нервных снова бросает в дрожь. Порой пациент может оплатить пломбировку большего числа каналов, чем было в реальности (истину по-прежнему несет в себе снимок). Вместо дорогой пломбы есть риск получить дешевую, из другого материала и поменьше. Автор удивлен: покупая персики, мы оцениваем их сорт и размер. Но в отличие от фруктов "пломба будет находиться во рту постоянно". В книге есть ликбез: чем отличаются разные виды пломб, как их ставят и т.д. Не запомнили - для солидности можно задать врачу вопрос: "Сколько поверхностей в зубе поражено кариесом?"
Простор для обманщиков - протезирование и имплантация. Пациенту нужен острый глаз и навыки "материаловедения". Какой у вас протез - полный съемный или бюгельный? Какую вкладку сделали под коронку - прямую или непрямую, намного дешевле? Надо учиться читать рентгеновские снимки. Недрагоценный сплав выглядит иначе, чем "благородный" металл: просвечивают контуры зубов.
Отдельная глава в книге посвящена имплантации, то есть вживлению в десну искусственного зубного корня (затем на него крепят коронки и протезы). Метод чрезвычайно популярен, хоть и недешев. Но недобросовестного врача так и подмывает "сэкономить" на материалах, завысить в счете число манипуляций... В Америке из-за этого нередко судятся. Наши пациенты только учатся считать и задавать вопросы.
Первый же наш вопрос автору книги был простым: "А что вам за это было?" По словам Артура Пинхасова, коллеги реагировали на "разоблачения" спокойно - их-то они не касались. А медицинских дельцов коллегами считать незачем. Впрочем, пару внеплановых проверок его собственной клинике некие доброжелатели, конечно, обеспечили...
Артур Петрович, после вашей книги к дантисту впору идти со сводами законов в крепко сжатых больных зубах. А как все-таки выбрать хорошего врача? И где лучше лечить зубы?
Артур Пинхасов: Мне часто задают такой вопрос. Тут рецепт простой. Искать себе хорошего доктора лучше всего по рекомендациям знакомых и по их личным отзывам, обойти нескольких и остановиться на ком-то, веря только собственным впечатлениям. Идти надо именно на врача, а не в клинику: хороший доктор может работать где угодно. Как в частной, так и в сетевой клинике. Разве что в небольшой клинике доктор, как правило, не зависит от внешнего управления - множества менеджеров и директоров, которые больше заняты маркетингом, чем медициной как таковой. В небольших частных клиниках доктору легче дать вам все, что необходимо (хорошие материалы, более качественные лабораторные исследования) для получения лучшего результата и "долгосрочного прогноза" лечения. К тому же в сетевых клиниках, по моим наблюдениям, чаще бывает текучка кадров. Вы рискуете не застать своего лечащего врача через год или два. А зубной врач - он, как муж или жена, в идеале должен быть один на всю жизнь.
Чему еще ни в коем случае доверять нельзя, так это рекламе. Если вам сулят скидки и бонусы, например, пресловутую "немецкую металлокерамику за 2900 рублей" или какие-нибудь "2 по цене одного" - значит, просто будут завышены цены на что-то другое. К цене на металлокерамику в таких случаях приплюсуется цена на слепки, обработку зуба, временную коронку и т д. Окончательная цена уже будет не 2900, а в два-два с половиной раза больше. Но за эти деньги уже можно подобрать себе другого доктора! Реклама, которой поверил бы я сам, звучала бы примерно так: "Один имплантат по цене одного имплантата, но честно и с гарантией". Иначе не бывает. Специалистам смешно читать про "немецкие коронки" в России. Немецкая стоматология - она в Германии. А в России из германского порошка наши техники запекают что-то свое в меру сил и умения... Впрочем, по опыту работы в разных странах должен сказать, что российские стоматологи очень хорошие профессионалы. Это я со всей ответственностью заявляю. В отличие от большинства отраслей остальной медицины наши стоматологи мировым стандартам вполне соответствуют. Очень многие ездят на стажировку в Европу, покупают лучшее мировое оборудование и т.д. Наверное, это стало возможным за счет того, что конкуренция в стоматологии намного выше, чем в остальных медицинских сферах. В том числе поэтому сегодня я не вижу смысла в лечении зубов за границей.
А есть ли смысл в так называемом "стомат-туризме" (москвичи и питерцы ездят лечить зубы в нестоличные города, где все дешевле)?
Артур Пинхасов: Дорого - не значит хорошо, столичные клиники не всегда лучшие. Но и слишком сильно сэкономить "на провинции" не удастся: большинство материалов западные, и с учетом доставки окажутся и там не дешевыми. Цены в провинции ниже за счет меньшей стоимости аренды и т.д. Что же касается докторов, то их квалификация ненамного уступает столичной, тем более что сейчас у врача есть масса возможностей повышать свой уровень. Но все-таки я бы посоветовал выбирать клинику поближе к дому. Все равно раз в полгода надо ходить к своему стоматологу на профосмотр. А лечить зубы в среднем приходится раз в пять лет, не чаще. И скупой платит дважды - по-моему, лучше один раз вложить средства в качественное лечение и дальше не знать горя, чем гнаться за дешевизной и потом идти лечиться заново.
"Берегите зубы, они вас переживут"?
Артур Пинхасов: Не слышал такой шутки... Это, конечно, черный юмор. Но доля истины в нем есть...