Для "Транснефти" зарыбление водоемов - не разовая акция. Это систематическая работа, проводимая согласно экологической политике компании. Таким образом она компенсирует ущерб, который мог быть нанесен при строительстве объектов трубопроводного транспорта. Ежегодно в теплое время года специалисты организаций системы "Транснефть" выпускают в реки, озера, водохранилища миллионы подращенных мальков рыб, восстанавливая и увеличивая их естественную популяцию.
Каждое рыбье "новоселье" тщательно готовится. Прежде всего специалисты определяют видовой и количественный состав новых "жильцов" водоема. Проще говоря, какая ему нужна рыба и в каком количестве. Затем дочернее предприятие "Транснефти" заключает договор с рыбоводным предприятием. Оно в течение нескольких месяцев содержит икру в специальных условиях, а потом подращивает мальков, обеспечивая им постоянный, расписанный по минутам уход.
В этом году Научно-исследовательский институт экологии рыбохозяйственных водоемов подсчитал, что для зарыбления Енисея Центру управления проектом "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ЦУП ВСТО) необходимо выпустить в реку 2,3 млн мальков пеляди. Эта спецоперация прошла в поселке Приморск Балахтинского района Красноярского края. Место было выбрано по рекомендации ихтиологов: оно лучше всего подходит для новых постояльцев реки. Разработана и специальная методика "высадки" мальков. Чтобы они не повредились при падении в воду, сеголеток по брезентовому желобу пускают в свободное плавание на участки с большими глубинами, где много еды и меньше хищников.
Хищники - это, конечно, главная опасность, которая подстерегает мальков в естественной среде, но не единственная. Другая проблема - отсутствие корма. Чтобы сеголетки могли самостоятельно решать проблему пропитания и умели избегать встреч с хищниками, сеголетки должны быть доращены до "навески" (так специалисты говорят о весе мальков) 0,2 грамма. Если недостатка в корме у новоселов Енисея не будет, за год рыба может набрать в весе 400-500 граммов. Ну а если будет...
Кстати, возможные потери учитываются заранее. Для каждого вида рыб установлены коэффициенты пополнения промыслового запаса, и количество выпускаемых мальков определяется с их учетом. Для пеляди весом в 0,2 грамма такой коэффициент составляет 0,4. Это значит, что до "взрослого" состояния или до способности дать потомство доживут лишь 0,4% выпущенной рыбы. Это немало - 9200 особей.
В будущем году ЦУП ВСТО планирует выпустить в реку еще около 2 млн мальков пеляди. По расчетам специалистов экологической службы предприятия, за два года весь возможный ущерб от строительства магистрального нефтепровода Куюмба - Тайшет будет полностью возмещен. Впрочем, зарыбление - лишь один из способов поддержания рыбного хозяйства в должном состоянии.
- Среди других природоохранных мер, предпринимаемых при строительстве, можно назвать, например, установку рыбозащитных устройств, которые также снижают размеры ущерба, - отмечает начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования ЦУП ВСТО Антон Дементиевский. - А искусственное воспроизводство и выпуск мальков важны и для экологического баланса, и для повышения продуктивности водоемов, и просто для местных жителей - потребителей продукта.
Заселением водоемов новыми жильцами этим летом активно занимались и другие организации системы "Транснефть". Специалисты предприятия "Транснефтепродукт - Самара" выпустили в бассейн Оки в Тульской и Калужской областях около 500 тыс. мальков стерляди. Рыбу, которая издревле носит статус царской, в реку отправляла целая делегация из ихтиологов, представителей Росрыболовства и экологов.
Впрочем, контроль специалистов рыбьих новоселий обязателен всегда. Например, в поселке Сосновка Усольского района Иркутской области, где в устье реки Белая были выпущены 800 тыс. крошечных хариусов и 4 млн пелядей, в акции приняли участие не только специалисты ЦУП ВСТО и предприятия "Транснефть - Восток", профинансировавших зарыбление, но и представители областного минсельхоза, Госрыбцентра и даже природоохранной прокуратуры. По расчетам ихтиологов, молодь должна переместиться к Ангаре, а затем добраться до Братского водохранилища. Нагулявшись там пару лет, пелядь вернется на нерест в Белую, а хариус разойдется по горным рекам.
За последние 4,5 года "Транснефть - Восток" уже пополнила Братское и Вилюйское водохранилища более чем на 4 млн сеголеток ценных промысловых пород. А вот "Транснефть - Урал" приняла участие не только в зарыблении Белой мальками стерляди, но и выпустила в Обь молодь сига и пеляди, а в Саратовское водохранилище - сазана. "Транснефть - Приволга" тоже пополнит рыбью популяцию Саратовского и Волгоградского водохранилищ мальками сазана и стерляди общим количеством 1,8 млн особей.
Предприятие "Транснефть - Верхняя Волга" в прошлом году выпустило в водоемы более 700 тыс. мальков стерляди и сазана. В этом - еще без малого 950 тыс. штук молоди тех же пород. 130 тыс. "царских детенышей" отправились обживаться в Оку в Калужской области, 5 тыс. - в Чебоксарское водохранилище Нижегородской области.
- К сожалению, естественного воспроизводства рыбы недостаточно, поэтому искусственное зарыбление очень важно, - рассказывает начальник отдела экологической безопасности и рационального природопользования компании "Транснефть - Верхняя Волга" Ирина Черняева. - Конечно, оно должно проходить под руководством ученых, специалистов. Наше предприятие действует в этом направлении с учетом научных исследований и рекомендаций Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.