Новую развязку на площади Тверской заставы в Москве строить не будут

Неожиданный поворот произошел в судьбе площади Тверской заставы. Проект реконструкции, из-за которого она стояла более семи лет перекопанной, а затем - в окружении стройплощадок, отвергнут окончательно. В итоге на площади изменится лишь схема движения транспорта. А вот увидят ли москвичи у Белорусского вокзала снова монумент пролетарскому писателю Максиму Горькому, который по постановлению правительства Москвы должен был вернуться на историческое место после окончания работ, еще вопрос.

Не будет ни паркинга, ни дублера

Памятник убрали 16 декабря 2005 года, чтобы освободить площадь Тверской Заставы для начала реконструкции, которая была частью проекта "Большая Ленинградка". Проектом предполагалось превратить основную магистраль столицы, начинающуюся с улицы Тверской и заканчивающуюся Ленинградским шоссе, в бессветофорную трассу. Светофор у Белорусского вокзала был лишь одним из тех, что предстояло снять. Чтобы это стало возможным, архитекторы предложили реконструировать Тверской путепровод, который проходит над Октябрьской железной дорогой. На самой же площади Белорусского вокзала построить гигантский торговый центр с кучей развлекательных заведений и небольшой подземной парковкой. За предоставление такого лакомого кусочка земли в самом центре Москвы инвесторы пообещали прежним городским властям переложить за свой счет коммуникации под площадью и реконструировать путепровод. Площадь раскопали. Выяснилось, что трубы там не перекладывались с девятнадцатого века, а потому их замена обойдется в кругленькую сумму. Путепровод оказался тоже крепким орешком. Памятник московского модерна ХХ века хотя и не имел охранного статуса, но на его защиту тут же встала столичная общественность. В общем, охота заниматься всем этим у инвестора быстро пропала. Возле перекопанной и брошенной им площади, работы на которой замерли, каждое утро и каждый вечер собирались дикие пробки из машин.

А тут и власть в городе сменилась. Проанализировав проект реконструкции площади Тверской Заставы, новый мэр Сергей Собянин в 2011 году принял решение, что торговый комплекс у Белорусского вокзала лишь усугубит и без того сложную дорожную ситуацию. Контракт с инвестором город расторг. Решили построить подземный паркинг. Дело дорогостоящее, поэтому предложили инвесторам - стройте. Желающих не нашлось - слишком долго окупаются паркинги вообще и в Москве тем более, где к платным парковкам народ только привыкает.

Чтобы не трогать исторический путепровод, в 2011 году разработали новый проект, по которому рядом с ним предстояло проложить дублер для движения из центра в область, а по самому Тверскому путепроводу оставить только транспортный поток из области в центр. И вот недавно поставлена точка и на этой идее, о чем и сообщил Сергей Собянин на встрече с жителями Ленинградского проспекта:

- Принято решение никаких развязок больше у Белорусского вокзала не строить. Смысла никакого нет.

Поедем быстрее

Подробностями с корреспондентом "РГ" поделился руководитель экспертной группы Центра организации дорожного движения Константин Антонович:

- Анализ показал, что строительство дублера не сможет серьезно улучшить транспортную ситуацию в городе. Более того, на время его сооружения движение в этом районе будет буквально парализовано.

Вместо прежнего проекта департаментом транспорта города сейчас утверждена новая схема движения, разработанная ЦОДД. В соответствии с ней первое, что будет сделано - выпрямится угол проезда с площади Тверской Заставы на улицу Бутырский Вал. Сделать это нетрудно - достаточно просто убрать стройплощадку, которая несколько лет стояла тут в ожидании работ по строительству дублера, а также изменить схему работы светофоров. Кроме того, с улиц Грузинский Вал и 1-й Брестской появится выезд на улицу Лесную, которого сейчас нет. Москвичи, проживающие в этой части города, такому решению точно порадуются - это избавит их от существенного крюка, который они вынуждены совершать во время объезда. А вот разворота из-под путепровода на площади с выездом на улицу Тверскую-Ямскую не будет - площадь решено использовать для создания платной парковки на 400 машино-мест, 40 из которых будут отведены для инвалидов. Появятся на площади и удобные места для посадки-высадки пассажиров автобусов и 8 стоянок - для такси.

В ЦОДД заверяют, что принятые меры снизят нагрузку на транспортную сеть в этой части города. В утренние часы пик она будет составлять 65% вместо нынешних 91%, а вечером - 81% вместо 117%.

Ликвидировать стройплощадку, нанести новую разметку, заменить дорожное полотно, установить новые дорожные знаки транспортники обещают до конца этого года, а до середины будущего - завершить и благоустройство площади. Переоборудовать контактную сеть, установить новые светофоры, создать новую систему освещения.

Позовут ли буревестника революции?

"А где же в этих планах Максим Горький? - поинтересовалась корреспондент "РГ". - Он вернется на свое место, как планировалось после завершения работ по реконструкции площади?" - "Пока на месте сквера, где стоял памятник, планируется создать парковки, - рассказал Константин Антонович. - Но если москвичи захотят вернуть Горького, сказал мэр, то его вернут".

Напомню, скульптура Максима Горького работы Ивана Шадра и Веры Мухиной - памятник монументального искусства федерального значения. У Белорусского вокзала он простоял 54 года - с 1951-го. Снимали его варварски - с помощью болгарок и отбойных молотков, вспоминает Дмитрий Евсеев, хранитель фонда парка "Музеон" на Крымском Валу, куда в 2005 году и доставили памятник. Переломали ноги, нанесли немало других увечий, из-за которых поставить смогли только спустя два года - после реставрации. Там он и стоит на низенькой бетонной плите, так как родной постамент из полированного красного гранита строители увезли в Балашиху на один из своих складов, да так и не вернули. Что ждет Горького дальше, Евсеев не знает:

- Жалко расставаться с ним, мы привыкли уже к нему. А с другой стороны, я как москвич помню его именно на площади Белорусского вокзала. Без памятника и площадь словно не та...

Кстати

Впрочем, нынешние столичные дети, которым сейчас 10 лет, никогда Алексея Максимовича там и не видели. Может быть, им и их родителям абсолютно все равно, где стоять памятнику буревестнику революции, как называли в свое время этого пролетарского писателя? Но если все-таки они захотят вернуть его на место, то Евсеев очень просит быть осторожнее - второй такой эвакуации произведение искусства не выдержит.