В зале обновленной "Геликон-Оперы" прошел юбилейный вечер "РГ"

Четверть века назад вышел первый номер "Российской газеты". Четверть века назад в Москве родился новый музыкальный театр - "Геликон-Опера".

- Мы ровесники, и в сумме нам полвека - сказал со сцены "Геликона" его создатель и художественный руководитель Дмитрий Бертман. - Все эти годы мы вместе, и мы гордимся нашей дружбой!

- Мы тоже гордимся этой давней дружбой, - ответил ему генеральный директор ФГБУ "Редакция "Российской газеты" Павел Негоица.

Наша газета действительно поддерживала "Геликон" в самые трудные для него времена, когда шла напряженная борьба за сохранение его исторического здания - старинной усадьбы на Большой Никитской - для искусства и для будущего: наиболее агрессивные "защитники старины" тогда сплотились с бизнесменами, у которых на использование усадьбы были свои, более меркантильные планы. Все закончилось убедительной победой здравого смысла: городская усадьба XVIII века вернула себе свой исторический облик, а Москва получила театральное здание, каких больше нет в мире по красоте, оригинальности архитектурного решения и техническому оснащению.

В пятницу в большом зале "Стравинский" прошел праздничный вечер "Российской газеты". В честь двойного юбилея "Геликон" дал большой концерт "25 хитов Геликон-оперы для "Российской газеты". Симфонический оркестр театра превратился в шикарный симфоджаз, оперные солисты и хор театра пели для нас лучшие мировые эстрадные хиты - от Герберта Стотгарта, Генри Манчини и Элтона Джона до Андрея Эшпая, Александры Пахмутовой, Арно Бабаджаняна и бессмертной "Бесаме мучо" Консуэло Веласкес. И мы еще раз убедились: другого театра, обладающего столь всесторонне одаренной и редкостно красивой труппой, способной с равным совершенством петь и Верди, и Мусоргского, и Леннона, и Меркюри, в Москве нет. Слушаешь такой концерт и невольно думаешь: вот если бы эти оперные певцы да снялись бы вдруг с таким репертуаром в популярных телешоу - наши вечные кумиры "Голубых огоньков" мгновенно слетели бы со своих пьедесталов. Но у телезрителей - другое, раз и навсегда закрепленное меню, им не так повезло.

Даже слушая концерт такого уровня, было невозможно не косить глазом на стены нового зала, на его усыпанный звездами потолок. Если вдуматься, случилось подобие чуда. Там, где над головами парят акустические "геликоны", совсем недавно был мрачный полуразрушенный двор, куда заглядывал редкий прохожий. Еще год назад на месте уникального по акустике зала "Стравинский" зиял залитый дождями котлован. А теперь, за день до нашего торжества, здесь уже прошел предпремьерный показ "Садко" - оперы Римского-Корсакова, которая более полувека не появлялась на московских сценах. И стало ясно: с появлением этого зала "Геликон-оперы" Россия получила театр, каких еще не имела.

Прежде всего, это - амфитеатр, а он дает совершенно иные постановочные возможности: вид сверху, работают все три измерения. Создатели первой премьеры нового зала это качество использовали сполна - возник редкий по красоте и выразительности спектакль. Режиссура Дмитрия Бертмана явно обрела новое дыхание: опера-былина, которая традиционно считается статичной, предстала в динамике, в интересно и остроумно придуманном, очень зрелищном действии. Замечателен прием: действие во времени никуда не перенесено, зато сама Русь развернута в эпохах - от седой древности до будущего, и в сказовой буколике, и в урбанистике. Возник дополнительный, до оторопи пробирающий смысл этого волшебного действа-грезы. Наконец, первых зрителей поразил музыкальный уровень: мы давно не получали такого наслаждения от звучаний оркестра, хора, солистов - молодая и сильная труппа, благодаря акустике зала, предстала во всем блеске. Причем звучание очень естественное - акустика немногих залов сохраняет это качество голосов. А в Москве таких залов, честно говоря, я и не знаю.

Нам показали ультрасовременную машинерию сцены. Новейшая немецкая техника, уходящая на несколько этажей вниз под сцену, пока не имеет в мире аналогов: произведенная в 2015 году, она впервые была установлена именно в "Геликоне", и теперь режиссерская фантазия, кажется, не имеет преград - "Садко", при всей изобретательности его решения, можно считать только "пробой пера". Показали историческую часть здания, возрожденную для новой жизни. В годы войны она пострадала от немецкой бомбы - теперь, в ходе реконструкции, здание поставили на добротный фундамент и любовно, по старым чертежам и фотографиям, восстановили дворцовую лепку и убранство. Залы обрели имена выдающихся людей оперного искусства - Елены Образцовой, Бориса Покровского, первого дирижера "Геликона" Кирилла Тихонова. В зале Образцовой теперь стоит рояль великой певицы, здесь можно увидеть афишу гастролей Большого театра в "Ла Скала", театральный костюм Образцовой и ее портрет в роли Графини из "Пиковой дамы".

Объединенный труд архитекторов, строителей и театра дали Москве еще одну достопримечательность, гармонично сочетающую старину с современностью, уходящую в глубь времен традицию - с дерзкими творческими планами. В это здание уже водят экскурсии; старинное усадебное крыльцо в псевдорусском стиле, которое десятилетиями стояло забытым, стало театральной ложей и великолепно вписалось в акварельный интерьер зала "Стравинский", став символом "Геликона". Театр-усадьба на Большой Никитской теперь может служить примером бережного, по-настоящему творческого отношения к московской старине, и коллектив "Российской газеты" смог в этом убедиться одним из первых.