Новости

Эксперты ITForum 2020 назвали плюсы и минусы дистанционного обучения

Текст: Андрей Андреев (Нижний Новгород)
В современном мире дистанционное обучение будет все более востребованным, но все равно не заменит в полной мере традиционного. К такому выводу пришли участники круглого стола, который состоялся в рамках IX Международного ITForum 2020/ИТ-Джем в выездной редакции "РГ" на Нижегородской ярмарке.
 Фото: Николай Нестеренко / РГ Антон Шалыминов (справа): Развитие электронного образования тормозит ситуация с кадрами: одним не хватает педагогических знаний, другим - компетенции в сфере IT. Фото: Николай Нестеренко / РГ
Антон Шалыминов (справа): Развитие электронного образования тормозит ситуация с кадрами: одним не хватает педагогических знаний, другим - компетенции в сфере IT. Фото: Николай Нестеренко / РГ

"Чудовищный вызов" - так охарактеризовал ситуацию с дистанционным обучением представитель Фонда региональных социальных программ "Наше будущее" в Нижегородской области Семен Подкар. Особенно на фоне того, что в планах у минобра уже к 2020 году отвести под этот формат до половины всего обучения в стране. В то же время стереотипы в образовательной среде, касающиеся передовых технологий, ломаются крайне медленно, а специалистов, которые могли бы работать с аудиторией, практически нет.

Однако, по словам консультанта студенческого бизнес-инкубатора ННГУ Антона Шалыминова, в вузах уже есть кадры, готовые принять изменения. Сначала дистанционные технологии отрабатывались в бизнес-среде, а теперь они переходят и в сферу образования.

- Этот процесс развивается по экспоненте, и сейчас мы находимся в той точке, когда он идет все стремительнее, - считает он. - То, что всего 3-4 года назад выглядело необычным, сейчас переходит в практическую плоскость. Но проблема в том, что когда речь заходит об электронном образовании, специалисты в области информационных технологий кивают на учителей, а учителя - на них. Поскольку эта сфера лежит на стыке областей, одним не хватает педагогических знаний, другим - компетенции в сфере IT. И либо надо обучать тех и других, либо находить "универсалов".

По мнению Семена Подкара, вопрос и в том, насколько образовательная среда готова воспринимать информацию дистанционно. С одной стороны, программы в вузах не соответствуют требованиям времени, а учебные часы не отражают реальную потребность образовательного процесса. С другой - в дистанционные курсы нельзя одним махом "впихнуть" все сразу - химию, математику, литературу. Поскольку у каждого предмета есть свои особенности. Тем не менее, ситуация, которую эксперты охарактеризовали как "образовательный капитализм", волей-неволей заставит все больше вводить в учебный процесс информационные технологии.

В качестве примера, когда вуз оперативно реагирует на эти вызовы, Антон Шалыминов привел опыт Высшей школы экономики, где активно внедряются программы дистанционного обучения. Они позволяют подготовить студентов для сдачи экзаменов на международном уровне.

Но речь идет не только о вузах. Электронное образование, частью которого является и дистанционное обучение, в той или иной форме уже пришло в школу. Дети и преподаватели зачастую не только "живут", но и учатся и обучают в интернете.

Как считает заведующая специальностью "Прикладная информатика" Нижегородского губернского колледжа Лариса Крылова, сегодня без внедрения элементов дистанционного обучения невозможно удовлетворить потребность в современном образовании. Для детей это уже не просто интересная форма обучения, а его важная часть.

- Времена, когда учитель просто стоял с мелом у доски, прошли, - говорит она, - ту доску заменила интерактивная, а медиатехнологии позволяют быстрее и точнее донести до детей какой-то образ, и это их привлекает.

Конечно, четкой дифференциации, сколько времени учитель должен проводить, условно говоря, "с мелом", и сколько обязан посвящать электронным формам, нет. Но то, что последние позволяют значительно экономить учебное время и делать уроки более концентрированными, согласны все эксперты.

Кроме того, есть ситуации, когда дистанционное обучение для человека остается фактически единственной формой получить образование. В качестве такого примера Крылова привела девочку-инвалида, которая не встает с коляски. Несмотря на все опасения, она моментально освоила интерфейс популярной системы "МООDLЕ", которая, по словам экспертов, перевернула мир образования. Это своего рода платформа для дистанционного обучения, на которой можно смоделировать любой предмет. Она настолько доступна, что позволяет учить даже дошкольников. А по мнению участников круглого стола, через Skype современные дети воспринимают учителя, как реального человека, находящегося рядом. Причем дистанционное образование шагнуло далеко за рамки "точка-точка", и уроки для целого класса посредством видеоконференции становятся уже обычным делом.

Хотя, по мнению заместителя директора Нижегородского гуманитарно-технического колледжа Андрея Мастрюкова, дистанционное обучение не сможет в полной мере заменить обучения "живого". Он привел пример из практики своего учебного заведения, которое специализируется на предоставлении образовательных услуг для тех, кто отбывает срок в исправительных учреждениях, и тех, кто их охраняет.

- В системе МВД не осталось учреждений среднего образования, но потребность в таких кадрах сохранилась, - говорит он. - К тому же многие не хотят уезжать куда-то из родных мест для получения образования. Здесь и приходит на помощь дистанционное обучение.

Как рассказал инженер колледжа Сергей Зубаренко, благодаря дистанционному обучению осужденные успешно учатся и сдают экзамены. Дипломная работа отправляется в Москву, а затем студент защищает ее через Skype перед комиссией, находящейся в столице. Точно так же сдаются и текущие экзамены.

Своего рода итог дискуссии подвел директор филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Валерий Зусман, по мнению которого сейчас в обществе идет глобальный философский слом, и в первую очередь это касается времени и пространства. Новые вызовы требуют от преподавателя уложить тему в максимально короткое время, а современные технологии сжали до минимума пространство. Когда человек из дальней деревни по Интернету может пообщаться с профессором из престижного вуза.

- В этой ситуации крайне важно определиться с местом "электроники" в системе образования, - говорит он. - Нет никакого смысла специально убирать традиционные методы. Ничто не заменит личного общения. Поэтому, скорее всего, будут смешанные формы обучения.

Сегодня ВШЭ уже переходит на подобные гибридные формы. Это заставляет студентов до 80 процентов учебного плана штудировать самостоятельно в онлайн-форме. И таким образом сокращается количество аудиторных часов.

Как считают сами учащиеся, в дистанционном образовании есть и плюсы и минусы. По словам четверокурсника Нижегородского губернского колледжа Никиты Петрова, при учебе через Интернет трудно проконтролировать учащегося, который может просто скачать оттуда все вплоть до диплома. Но даже если он обманет дипломную комиссию, работодателя обмануть точно не удастся. А главный плюс - благодаря дистанционному обучению можно выбрать любой уровень знаний в любой отрасли. То есть, как и всегда, все зависит от конкретного человека.

Экономика Бизнес Инновации Филиалы РГ Приволжье ПФО Нижегородская область Нижний Новгород ITForum 2020/ИТ-Джем
Добавьте RG.RU 
в избранные источники