10.05.2016 22:25
    Поделиться

    Ошибка в наградном листе задержала орден на 70 лет

    Теперь Николай Федотович Плотников может передвигаться только с чужой помощью. Но на торжественную церемонию в музее-заповеднике "Сталинградская битва" явился при всем параде. Там и вручили герою орден Красного Знамени - весьма редкую для рядового красноармейца пехотного полка фронтовую награду, которая ждала этого часа 71 год.

    В наградном листе, что подписан командиром 786-го стрелкового полка 156-й стрелковой дивизии, сказано: "7 марта 1945 года при отражении атак крупных сил пехоты и танков противника в районе села Шерегельеш, что северо-восточней озера Балатон (Венгрия), подпустив на близкое расстояние к окопу немецкий танк, противотанковой гранатой подорвал, а затем бутылкой с горючей смесью поджег его. После этого участвовал в отражении наступающей за танком немецкой пехоты, уничтожив 7 немецких солдат. Своим мужеством и стойкостью содействовал срыву наступления противника".

    В том бою солдата ранило в руку осколком. Война для Плотникова закончилась: еще девять месяцев он провел в госпиталях. Грозила ампутация, но врачам удалось спасти конечность. Находясь на излечении, Николай Федотович и не знал, что представлен к высокой награде.

    14 марта 45-го ему вручили грамоту, она до сих пор хранится в семье ветерана. А в представлении на орден - уж так получилось! - неправильно указали отчество стрелка: вместо Федотовича написали Федорович.

    - Мой отец Федот Павлович Плотников ушел на фронт в 1942 году. Больше мы с мамой его не видели - убили его где-то под Сталинградом, - вспоминает Николай Плотников. - А когда пришел мой черед воевать, я так и сказал: "Буду бить немцев за отца и за Родину!"

    Восемнадцатилетнего комсомольца из села Ушинка Руднянского района Сталинградской области призвали в армию 23 февраля 1944 года. Через год, когда шли бои за освобождение Восточной Европы, и 156-я дивизия оказалась в Венгрии, Николай Плотников и совершил свой подвиг.

    В наградном листе с ошибочным отчеством, словно по иронии судьбы, указаны подробно не только место жительство (Сталинградская область, Руднянский район, с. Ушинка), но и полные фамилия, имя, отчество матери - Плотникова Пелагея Ильинична. Случай довольно редкий для наградных документов военного времени. Но и это, увы, не сработало, когда надо.

    Лет через пятнадцать после войны, предположительно в 1960 году, кто-то пытался разобраться с принадлежностью ордена. И по этому поводу домой к Плотниковым приходили двое военных. Однако убедившись, что отчество не совпадает, тут же попрощались. Растерянные хозяева даже не успели их толком расспросить. Время спустя Николай Федотович сам обратился в областной военкомат - там пообещали выяснить, что к чему. Но дело заглохло.

    - А в этом году, 15 февраля, Николаю Федотовичу исполнилось 90 лет, - рассказывает его жена Александра Егоровна. - Перед этим решила: дай-ка еще раз попробую. Хотела сделать ему подарок на юбилей. Думаю, вдруг это его награда. Ведь в Ушинке не было других Плотниковых. Спасибо, что нынешний военком серьезно отнесся к моей просьбе.

    - Большую работу пришлось провести, чтобы доказать, что это личные данные именно Николая Федотовича, - объясняет военный комиссар Волгоградской области Андрей Летунов. - Сравнивали сведения наградного листа и данные по участию в боевых действиях. Пришлось устанавливать родственные связи. Кроме того, в наградном листе нет отметки о вручении. Сопоставив все "за" и "против", мы в очередной раз обратились в Минобороны. И, к счастью, все сошлось…

    В один день с орденом Красного Знамени, который был вручен Николаю Федотовичу Плотникову, в музее-заповеднике "Сталинградская битва" передали наградные удостоверения детям шестерых погибших героев: красноармейцев Павла Кабанова, Ивана Петрова, Трофима Зотова, Ильи Толмачева, гвардии лейтенанта Георгия Вяткина и старшего сержанта Арсения Баусова.

    Поделиться