А крепкие парни из поисковой группы "Рейд" и в этот день, и после него, без оглядки на прочих, упрямо делали свое. И удача, которая балует не часто даже летом или весной, просто не могла не улыбнуться в короткий декабрьский день посреди уже занесенного снегом березового мелколесья…
К 10 утра пробились на поисковом УАЗе к разведанному накануне месту. Для старожилов "Рейда" место это - разведанное-переразведанное.
"Нашли песчаную яму у Лукьянцево, мимо которой ходили лет двадцать, - написал в тот день командир "Рейда" Руслан Лукашов в групповом чате. - Гвардейцы, февраль 43-го. Будем поднимать в среду. Пишите, кто готов. Потребуются люди".
И вот среда, 4 декабря. Осторожно, вручную, свели с прицепа гусеничный манипулятор с ковшом. Убрали снежное покрывало и принялись аккуратно, буквально по сантиметрам, снимать верхние слои еще не промерзшего грунта. Площадь раскопа ожидалась большой, а поисковиков с лопатой на этот выезд собралось не густо, поэтому о "железной руке" себе в помощь договорились заранее.
В 11 с минутами показались первые останки. Потом еще и еще, причем в разных местах. К этому времени работали уже только лопатами, "железная рука" отдыхала за периметром раскопа.
"Похоже, мы встряли…" - фотографии раскопа вместе с репликой пришли в 11:33.
А в 13:02 - два подряд фото от Константина Антипенко: аверс медали "За боевые заслуги" на взрыхленном грунте и оборотная сторона той же награды с ясно читаемым номером: 65671.
Все сразу закрутилось - хвала мобильной связи, интернету, электронной базе данных и, конечно, добрым человеческим связям.
Уже в 13:50 пришло и тут же передано на место, работающим в раскопе, лаконичное сообщение из Подольска, от заместителя начальника ЦАМО Виктора Цымлянского:
"За боевые заслуги" № 65671 - красноармеец Рябов Виктор Васильевич, 1910 г.р., ст. разведчик-наблюдатель 517 артиллерийского полка, приказ 5 Армии № 0580 от 11.07.1942 г.".
В базе данных "Память народа" нашелся и наградной лист - июнь 42-го. Командир полка представлял старшего разведчика-наблюдателя Рябова В.В. к медали "За отвагу". И было за что.
"Сержант т. Рябов в любых условиях боевой обстановки добывал ценные сведения о расположении огня противника. За короткий срок с 15 мая по 18 июня 1942 г. т. Рябов обнаружил и засек 4 артбатареи, 6 минометных батарей, 2 блиндажа и другие важные цели, - говорится в представлении. - 11 мая 1942 г. т. Рябов был послан в район д. Сорокино для выяснения обстановки. Несмотря на сильный пулеметный и минометный огонь противника, пробрался ползком до переднего края противника, нанес на карту несколько пулеметных точек противника, благополучно вернулся на свой НП. Аналогичные случаи повторялись часто…".
Начальник артиллерии 5-й армии генерал-майор Семенов представление поддержал, а в Военном Совете армии (генерал-лейтенант Федюнинский и бригадный комиссар Иванов), как нередко бывало, одну медаль заменили другой.
Рядом с наградным листом и приказом о награждении - донесение о безвозвратных потерях, но это уже февраль 43-го. Из документа следует, что командир отделения артиллерийской разведки 517-го артполка сержант Рябов Виктор Васильевич, 1910 года рождения, убит 23 февраля 1943 года на НП в районе деревни Долгинево Гжатского района Смоленской области. На родине, в селе Александровка Астродамовского района Куйбышевской области, осталась жена - Рябова Александра Ивановна. Кто еще из близких - в донесении не сказано…
Теперь село Александровка - это Сурский район Ульяновской области. Туда и адресуют свои надежды поисковики из группы "Рейд" и редакция "Российской газеты": родные, близкие, земляки Виктора Рябова, отзовитесь! Для связи: nagradа41-45@rg.ru, страница обратной связи группы "Рейд".