Согласно ему, ОЭЗ из инструмента поддержки экономики превратились в дыру, в которую утекают бюджетные деньги. С 2006 года на них потрачено 186 миллиардов рублей, в том числе 122 миллиарда из федеральной казны, тогда как вернулось от резидентов всего 40 миллиардов в виде налогов и таможенных платежей. Вместо плановых 25 тысяч рабочих мест создано лишь 18 тысяч.
Естественно, первой мыслью свердловчан была: "А не закроют ли "Титановую долину"?" Этот проект уже набил оскомину в регионе. Пробивать его областные власти начали еще во времена губернаторства Эдуарда Росселя, но и сегодня в журналистской среде шутят: "Титановая долина" - самая фотогеничная табличка в чистом поле.
Официально особая зона была зарегистрирована в декабре 2010 года. Ее учредителями выступили правительство Свердловской области и управляющая компания АО "Особые экономические зоны". Под ОЭЗ выделили 721,4 гектара на территории Верхнесалдинского городского округа рядом с железнодорожной веткой Нижний Тагил - Алапаевск и автотрассой Нижний Тагил - Нижняя Салда. Заявлялся проект громко: самые привлекательные условия налогообложения среди всех ОЭЗ промышленно-производственного типа в России, комплексное развитие территории, строительство инновационно-внедренческой и социальной инфраструктуры, в том числе жилья для работников предприятий. К 2015 году здесь должны были запустить свои заводы 12 резидентов. Приоритет отдавался производству изделий из титана, стройматериалов, компонентов и оборудования для металлургии и машиностроения, космоса и авиации.
Что имеем спустя 5,5 года? Резидентов официально восемь, но строить цех начала только одна компания, занимающаяся механообработкой штамповок авианазначения из титановых сплавов. Количество созданных рабочих мест - 84, для справки: это всего 0,2 процента трудоспособного населения Верхней Салды. Основная причина отставания от графика - нехватка финансов. Изначально планировалось возводить "Титановую долину" за счет области, но почти сразу стало понятно, что без помощи федерального центра дело не сдвинуть. Смету насчитали на 9,5 миллиарда рублей, исходя из того что половину вложит регион, вторую - Федерация. На январь 2016 года фактически профинансировано 2,7 миллиарда, в том числе 1,7 - силами уральцев.
Тем не менее, как оказалось, проекту закрытие не грозит: ликвидируют в основном ОЭЗ туристско-рекреационного типа.
- По оценке Минэкономразвития РФ, среднеуральская экономическая зона признана условно эффективной. Условно, потому что пока не запущена в эксплуатацию. Но в этом году планируется закончить строительство основных объектов инфраструктуры, чтобы полностью подготовить почти 300 гектаров к промпроизводству, - подчеркивает Артемий Кызласов, гендиректор управляющей компании ОАО "ОЭЗ "Титановая долина".
По его словам, одним из главных критериев эффективности особой экономической зоны является количество созданных рабочих мест. Здесь у "Титановой долины" все не так плохо (102,5 процента от плана в 2015 году). Основная претензия контролеров касалась несоблюдения графика ввода объектов инфраструктуры, но тут все упирается в бюджет. Уже проложено около 15 километров внешних сетей, 40 километров внутренних, возведена подстанция "Титан" 110/10 кВ, газораспределительный пункт, информационный павильон, временный таможенный пост. В стадии строительства - очистные сооружения и дороги. Сегодня на площадке проводятся технические испытания водопровода и канализации. К концу лета обещают сдать постоянный таможенный комплекс и блочную автоматизированную котельную.
- Что касается передачи тактических полномочий в регионы, то это общая практика, применяемая ко всем ОЭЗ. Решение стратегических вопросов остается за Минэкономразвития РФ. Такое перераспределение оптимизирует управление, ускоряет принятие решений. Например, сейчас экспертные советы в Москве проводятся раз в квартал. После того как эти полномочия передадут территориям, у инвестора появится возможность оперативно защитить свой проект, - комментирует Артемий Кызласов.
Более того, минэкономразвития с подачи управляющей компании проверило резидентов, которые землю зарезервировали, а работу не ведут. Два из них могут лишиться своего статуса уже к 1 июля. Предприятия обещали вложить в производство оптоволоконного кабеля и наноструктурированных композитных стеклопластиковых труб 2,84 миллиарда рублей, но планы остались лишь на бумаге. Будущее еще двух компаний, обязавшихся инвестировать около 600 миллионов рублей в строительство газозаправочной станции и производство энергосберегающего высоковольтного оборудования, пока под вопросом. Теперь им придется либо срочно "выходить в поле", либо уплатить штраф (пять процентов от суммы неосуществленных инвестиций) и расторгнуть договор с ОЭЗ.
На освободившиеся участки планируется привлечь новых резидентов. В частности, наблюдательный совет ОЭЗ одобрил бизнес-планы на 8,7 миллиарда рублей, касающиеся производства теплообменников и фильтров, а также медкомпонентов из титана.
По оценке Артемия Кызласова, ОЭЗ начнет окупаться лет через 10-11 с момента создания. Конкуренцию ей по льготам могут составить лишь территории опережающего развития. Но единственный ТОР в регионе, одобренный на федеральном уровне, расположен в 400 километрах от Екатеринбурга, в Краснотурьинске, и ориентирован в первую очередь на МСБ, тогда как "Титановая долина" - на средний и крупный бизнес.