19.06.2016 16:00
    Поделиться

    Банки получат доступ к госзакупкам

    Банк России решил помочь банкам, а заодно и "подсластить" жизнь малому и среднему бизнесу, открыв доступ к госзакупкам. При этом регулятор отдал на откуп кредитным организациям решать вопрос, проводить или нет идентификацию бизнеса при выдаче банковских гарантий.

    Ряд экспертов считает, что если такое решение будет принято Банком России, то, скорее всего, будет увеличен круг потенциальных клиентов банков за счет МСП и процесс выдачи гарантий станет проще. "Очевидно, что мера ЦБ направлена на расширение объема выдаваемых гарантий, - рассказала "РГ" руководитель Департамента аудита АКГ "Градиент Альфа" Татьяна Ильинова. - А значит, и на увеличение банковского дохода. В результате смягчения условий банки не без оснований ожидают прироста числа клиентов. Кроме того, вопрос увеличения доли МСП в госзакупках давно на повестке дня.

    Ряд экспертов уверены, что на объемах выдачи самих гарантий эта инициатива повлияет незначительно.

    - На объем выдачи не повлияет никак, поскольку это зависит от количества закупок и установленного конкурсной документацией обеспечения исполнения, - считает председатель правления МФО "Брио Финанс" Владислав Мишин. - Другое дело, что многие банки, которые не успели выйти на рынок, наконец это сделают. Идентификация была последним камнем преткновения для многих, особенно крупных, банков. В этой ситуации мы увидим резкое удешевление продукта, расширение предложения со стороны банков. Выиграют, конечно, клиенты.

    Сложно поспорить с тем, что банковские гарантии остаются важным источником дохода для ряда банков, однако нужно учитывать ситуацию в банковском секторе. "На фоне прогрессирующего ухудшения качества кредитных портфелей и регулярного отзыва банковских лицензий предположение, что добросовестные банки начнут выдавать гарантии непроверенным субъектам, кажется маловероятным, - считает генеральный директор аудиторской компании МКПЦ Дмитрий Винокуров.

    По его словам, проблема с получением банковской гарантии всегда состояла в другом: если у организации, которая ее запрашивала, не было депозита в банке или движения средств по счету, банк по требованию ЦБ обязан был сформировать резерв на случай невыполнения организацией своих обязательств. Поэтому банки требовали обеспечить гарантию залогом имущества, акций, поручительством физлиц. И без такого обеспечения гарантия была или слишком дорогой, или шансы получить ее стремились к нулю. К тому же у ряда банков есть внутренние требования к получателям гарантии, не противоречащие требованиям ЦБ, но более жесткие. Как правило, это топовые банки, где получить гарантию для МСБ практически нереально.

    Банки по-разному отнеслись к новой инициативе Банка России. Так, директор департамента малого и среднего бизнеса Банка Интеза Михаил Назаров считает, что упрощение доступа МСП к гарантийным инструментам для участия в тендерах и их исполнения сегодня как никогда актуально. "Решение Банка России о передаче банкам права определять порядок идентификации клиентов при выдаче гарантий упростит процедуру и позитивно скажется на объемах и сроках выдач гарантий субъектам МСП, - полагает он. - При этом не стоит ожидать роста рисков в связи с этим решением, так как банки получают значительные сведения о клиентах при проведении процедуры оценки кредитоспособности потенциального принципала. Кредитные организации предоставляют гарантии предприятиям, если уверены в их надежности. Кроме того, эти предприятия проходят проверку на этапе участия в тендере. Для победы им необходимо соответствовать достаточно жестким критериям, заложенным в условиях тендера. Таким образом, предприятие-принципал проходит двойную проверку: банка и заказчика. Это дополнительный фактор обеспечения качества клиентов".

    В свою очередь, вице-президент МИнБанка Адам Мацаев придерживается позиции, что банк должен знать своего клиента вне зависимости от того, какие продукты ему предоставлял. И уточнил: 80 процентов банковских гарантий выдается в рамках госконтрактов, поскольку их наличие является одним из условий, которое дает право компаниям участвовать в тендерах на госзаказы. Поэтому, если заемщик не справляется с погашением кредита, обязательствами по договору, его долг как раз и покрывает банковская гарантия.

    Если говорить о кредитных рисках, то, как мы видим, ЦБ оставляет банкам право самим оценивать их. "Сопоставив выгоду и риск неплатежа, банк примет решение об идентификации бизнеса потенциального клиента, - рассказала Татьяна Ильинова. - Нововведение, безусловно, повышает шансы предпринимательства на участие в тендерах и получение заемных средств.

    На самом деле, идентификации бизнеса для получения гарантий сегодня никого не удивишь - сейчас это стандартная банковская процедура. Так, при открытии счета юридическим лицам в обязательном порядке банки должны провести их идентификацию.

    Сегодня, благодаря современным технологиям, обсуждается возможность биометрической идентификации, облачных электронных цифровых подписей (ЭЦП). "Один из первых шагов в этом вопросе - возможность проведения идентификации через посредника микрофинансовыми организациями, выдающими онлайн-займы, - пояснил Дмитрий Федюшин. - В качестве посредника пока рассматриваются банки с генеральной лицензией, но я думаю, со временем станет возможна идентификация по ЭЦП".

    Между тем

    Госдума рассмотрела в третьем чтении законопроект, устанавливающий требования к промежуточной консолидированной отчетности ("О внесении изменений в Федеральный закон "О консолидированной финансовой отчетности" и статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").

    Некоторые компании и раньше привлекали аудиторов для контроля за правильностью составления промежуточной финансовой отчетности, как правило, оформляя это в качестве обзорной проверки. Теперь этот порядок станет обязательным для кредитных организаций и "иных организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам путем их включения в котировальный список", - пояснила "РГ" директор департамента аудиторской компании МКПЦ Анна Гуляева. - Аудиторское заключение или другой документ, составляемый по результатам проверки промежуточной отчетности, будет представляться и раскрываться вместе с такой отчетностью.

    Требование проводить аудит промежуточной отчетности в первую очередь должно обеспечить защиту интересов пользователей в получении достоверной и надежной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности общественно значимых компаний.

    Поделиться