22.06.2016 08:40
    Поделиться

    Ошибка в наградном листе задержала орден сержанта Сыраева на 70 лет

    "Не обманул командир!" - такими словами встретил журналиста "Российской газеты" 91-летний Фатхул Сыраев, когда мы передали ему привет из военного 44-го. Таким приветом стала копия наградного листа, в котором отважного сержанта представили к ордену Красной Звезды за отличие в боях при освобождении Белоруссии.

    Несмотря на почтенный возраст, бабай иногда вспоминает события военных лет, хотя уже не во всех деталях. Говорит, что наградить его обещал гвардии полковник Куликов. Но он вскоре погиб. Так что Фатхул Хайрутдинович до сегодняшнего дня не знал, представили его к ордену или нет.

    Историю о том, как мы попали в гости к ветерану, иначе как мистической не назовешь. Несколько лет наша редакция помогала заведующему музеем-мемориалом Великой Отечественной войны в Казанском кремле Михаилу Черепанову разыскивать фронтовиков и их семьи, чтобы вручить наградные листы. Активно к этому движению подключились районные музеи и школьники.

    И вот, казалось бы, большая часть пути уже пройдена: многие ветераны, дожившие до наших дней, получили рассекреченные копии документов. Фатхул Хайрутдинович оказался в числе последних, с кем удалось связаться, чтобы вручить ему наградной лист.
    Когда Михаил Черепанов дозвонился до ветерана, бабай поначалу растерялся. "Михаил Черепанов?" - тревожным голосом переспросил он. Позже выяснилось, что так звали фронтового товарища Фатхула Хайрутдиновича. Когда мы встретились, старик признался, отчего растерялся: "Думал, что с ума схожу - с того света уже звонят! Мистика какая-то!"

    Но когда пришел в себя, сообщил по телефону, что орден во время войны ему так и не вручили. И пока не подержал копию документа в руках, не верил, что командир исполнил обещание.
    Это было летом 44-го в Витебской области Белоруссии.

    - Я помню сейчас уж только то, что бои велись почти за каждую деревню, - вспоминает Фатхул Сыраев. - Было много потерь. Каждый день погибали сослуживцы. Но сам я не боялся погибнуть, даже мысли такой не допускал. И другим не давал. Я уже тогда был старшим сержантам и говорил своим ребятам, что война - это тяжелая работа, после которой мы все должны вернуться домой. В тот день, когда меня представили к награде, я со своими бойцами пробился в тыл врага, и тем, кого застал врасплох, скомандовал: "Хенде хох!". А они не поверили, что я это серьезно…

    В наградном листе командир 37-й механизированной бригады Михаил Куликов так и написал: "Старший сержант Сыраев в бою за деревню Селище совместно с группой бойцов проник в тыл противника, добрался до огневых позиций минометов, расставил бойцов вокруг и скомандовал немцам сдаться в плен. Противник отказался, тогда старший сержант Сыраев меткими выстрелами уничтожил двух немцев, остальных, по его примеру, вывели из строя бойцы группы. За примерное руководство группой и смекалку достоин правительственной награды - ордена Красной Звезды".

    Наградной лист был подписан 12 июля 1944 года, а через две недели комбриг Куликов погиб.

    Дойдя до Берлина, Фатхул Сыраев думал, что война кончилась и скоро он вернется домой. Но не тут-то было. Еще пять лет нес службу в Берлине. А по возвращении на родину, в село Вольный Стан Буинского района Татарской АССР, сразу женился. Со своей будущей женой Сарией он был знаком еще до войны. Учился вместе с ее сестрой. Писал ей с фронта трогательные письма. На вопрос, о чем писал, Сария-апа улыбается: "Что любит…". Вместе они уже 66 лет. Вырастили двух детей. Сейчас не нарадуются правнукам.

    Дочь Фатхула Сыраева Альфинур рассказывает, что отец часто вспоминал годы на фронте. И говорил ей, что однажды написал в военкомат - хотел узнать, был ли орден. Но ему не ответили.

    Бабай поправил дочь. Сказал, что ответ из Москвы все-таки пришел. Из наградного отдела написали, что никаких документов об ордене на его имя нет.

    Оказалось, есть! Несмотря на то, что в наградном листе вместо имени Фатхул написано "Фатфула", сомнений нет, что это именно он. И дата рождения совпадает, и место призыва, и место службы. Теперь осталось дождаться самого ордена.

    Фатхул Хайрутдинович говорит с улыбкой, чтобы мы не переживали: он дождется! И дочь в ответ улыбается: "Папа обещал до 103 лет дожить. А раз обещал, исполнит. Он сильный! Всем бы такую выправку в 91 год!".

    От редакции

    Пока готовился к выходу этот материал, заместитель начальника Центрального архива Минобороны РФ Наталия Емельянова в ответ на оперативный запрос "Российской газеты" подтвердила: орден Красной Звезды, которым награжден старший сержант Фатфула Сыраев из 37-й механизированной бригады, числится неврученным. Теперь в отделе розыска наград Главного управления кадров Минобороны РФ ждут личное заявление от фронтовика и подтверждающие документы, чтобы оформить награждение и торжественно вручить орден герою-фронтовику.

    Тем временем

    Вчера в Москве, на площади у Белорусского вокзала, состоялась мемориальная акция в память о начале войны и тех, кто с нее не вернулся. Перед началом представления военный комиссар столицы генерал-майор Виктор Щепилов и председатель Московского городского совета ветеранов Владимир Долгих передали в две семьи фронтовиков удостоверения к орденам Красной Звезды, которые обнаружены только сейчас. За наводчика 106-й гаубичной бригады Александра Алексеевича Самсонова и помощника командира взвода из 206-й стрелковой дивизии Григория Макеевича Дьячко наградные документы приняли их дочери Татьяна Александровна Клычникова и Светлана Григорьевна Приходько. Их и всех собравшихся в этот вечер у Белорусского вокзала порадовали выступлением Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, актер театра и кино, народный артист СССР, почетный гражданин Москвы Василий Лановой, другие популярные исполнители.

    Поделиться