Талашкино, бывшее имение княгини Марии Клавдиевны Тенишевой, одной из самых выдающихся русских женщин начала XX века, несомненно, является главным и наиболее недооцененным сокровищем Смоленской области. Усадьба, на территории которой работает историко-архитектурный комплекс "Теремок", полна чудес, но самой драгоценной ее жемчужиной является неповторимая церковь Сошествия Святого Духа, украшенная мозаикой Николая Рериха "Спас Нерукотворный".
История храма Духа - это российская история XX века, трагичная, политая кровью, удручающая безразличием к важному. На протяжении десятилетий уникальное здание, художественное значение которого просто некому было оценить, разрушалось, рериховские фрески безвозвратно погибли. К спасению храма Духа приступили в 2011 году - реставрационные работы были включены в программу подготовки к 1150-летию русской государственности. Деньги выделили небольшие. Их хватило лишь чтобы перестелить кровлю, да и то не всю. На этом работы остановились - и снова на годы. Продолжились они лишь в этом году - благодаря вице-премьеру Ольге Голодец, которая по приглашению губернатора Алексея Островского в апреле побывала в усадьбе Тенишевой и осталась под большим впечатлением от увиденного. Реставрацию храма Духа включили в федеральную программу "Культура России" на 2016 год, в конце мая были подведены результаты объявленного федеральным учреждением "Центрреставрация" конкурса и определена подрядная организация - реставрационно-строительная компания "Возрождение".
Работы общей стоимостью 42,4 миллиона рублей нужно завершить к концу сентября. К их числу отнесены усиление фундамента, реставрация подвальных помещений с заменой поврежденных кирпичей, двух каменных лестниц, окон, завершение кровельных работ и так далее. Даже крест будет установлен новый, а вот о чем в проекте речи нет, так о реставрации уникальной мозаики - это дело будущего.
- Нам бы хотелось, чтобы после завершения ремонтно-реставрационных работ в храме разместилась экспозиция, посвященная истории его создания, художникам, которые участвовали в этой работе, проектам, которые они разрабатывали, ведь далеко не все идеи в конечном итоге были воплощены, - рассказывает научный сотрудник историко-архитектурного комплекса "Теремок" Тамара Исаченкова. - Есть мнение, что можно разместить в здании современный конференц-зал. Мысли вслух: можно было бы подумать о музее Рериха, ведь он очень много времени посвятил Смоленщине. Но пока, мне кажется, строить планы рано.
Архитектором храма Духа была сама княгиня Тенишева, отошедшая от церковных канонов и стремившаяся соединить образы русской старины и свои впечатления от русского Севера с силуэтами местной природы. Внутренней росписью занимался Николай Рерих, увлеченный в то время идеей синтеза всех мировых иконографических изображений. В 1910 году, увидев эскиз запрестольной росписи "Царица Небесная на берегу Реки Жизни", поэт Максимилиан Волошин написал: "Что странно поражает и, быть может, привлекает в этой композиции, это то, что, хотя все элементы в ней, по-видимому, византийские, она носит чисто буддийский, тибетский характер".
Храм не был освящен, в нем никогда не проводились религиозные службы. В 1903 году здесь был похоронен князь Вячеслав Тенишев, но после революции усыпальница была осквернена.