Сержант Сыраев получил орден Красной Звезды спустя 71 год после войны

Вчера 91-летнему фронтовику Фатхулу Сыраеву в присутствии всей его семьи президент Татарстана Рустам Минниханов вручил орден Красной Звезды - за отличие в боях при освобождении Белоруссии. С тех пор как ветеран войны узнал, что нашлась его неврученная боевая награда, он жил в ожидании этого дня.

Сначала ветеран отказался идти в Кремль, сославшись на плохое самочувствие. Просил, чтобы награду вручили дома. А потом передумал. И даже оживился. Доктор, которая пришла накануне померить деду давление, сказала, что его можно в космос отправлять - 130/90. Такое же давление показал прибор и у его жены Сарии Камалетдиновны. Они даже посмеялись, что не зря 66 лет прожили вместе! Если у мужа давление в норме, то и жене не о чем беспокоится.

К торжественному приему у президента Татарстана ветерана собирали как на свадьбу. Из военкомата доставили новенькую электробритву, так как старая вышла из строя. Прислали даже военного, чтобы тот прикрепил ордена и медали деда как положено - по порядку, по пять в ряд. Даже дырку для ордена пробили накануне. Рядом с орденом Отечественной войны I степени.

Когда после вручения награды внесли бокалы с шампанским и водой,  фронтовик попросил шампанское...

В день вручения для бабая и семьи подали автобус. Дед никак не мог нарадоваться, что вокруг него все суетятся. Но все переживали, как бы бабай не переволновался. Возраст все-таки! На всякий случай приставили доктора. Фатхула Хайрутдинович впервые попал в президентский дворец. Еле-еле дошел, но спину выпрямил, чтобы соответствовать случаю. Рустам Минниханов попросил бабая остаться в кресле, не подниматься, поговорил с ним, как с отцом, на родном татарском языке. Когда после вручения награды в зал внесли бокалы с шампанским и водой, дед попросил шампанское: "Ну, когда еще будет такой повод!"

Хорошие вести в дом бабая корреспондент "Российской газеты" и заведующий музеем-мемориалом ВОВ в Казанском кремле Михаил Черепанов принесли в июне, накануне 70-летей годовщины со дня начала войны. Ветеран впервые увидел копию наградного листа 1944 года, где его представили к высокой награде. Как говорит дед, командир 37-й механизированной бригады, гвардии полковник Михаил Куликов, который обещал представить его к ордену, вскоре погиб...

Многих деталей в своем преклонном возрасте ветеран уже не помнит. Попросил прочитать в наградном листе, где шел тот бой, где его представили к ордену.
- Деревня Селище? Да, наверное так… А тот день не забыл. Мы тогда с моими бойцами в тыл фашистов вошли. Помню, что я тогда им крикнул: "Хенде хох!" А что убьют на месте не боялся. Даже мысли не допускал. Знал, что вернусь домой.

"Старший сержант Сыраев в бою за деревню Селище совместно с группой бойцов проник в тыл противника, добрался до огневых позиций минометов, расставил бойцов вокруг и скомандовал немцам сдаться в плен. Противник отказался, тогда старший сержант Сыраев меткими выстрелами уничтожил двух немцев, остальных, по его примеру, вывели из строя бойцы группы. За примерное руководство группой и смекалку достоин правительственной награды - ордена Красной Звезды", - так представил старшего сержанта к ордену его комбриг Куликов 12 июля 1944 года. Вот только в наградном листе, а затем и наградном приказе неведомый нам штабной писарь по-своему написал татарское имя: вместо Фатхулы возник Фатфула. Эти две буквы и стали камнем преткновения на семь десятилетий...

Сейчас этот документ хранится в семейном архиве Сыраевых. Рядом с фронтовыми фотографиями. Их бабай попросил далеко не убирать. Как и парадный пиджак с орденами и медалями. Вернувшись домой после награждения, он уже несколько раз попросил жену показать ему Красную Звезду, которую ждал столько лет.

Взгляд

Есть герои в своем Отечестве

"Российская газета" и все, кто сотрудничает с нами в проекте "Звезды Победы", искренне рады за героя-фронтовика, который дождался-таки своей боевой награды, так обидно и так надолго затерявшейся из-за банальной ошибки в наградном приказе. Радуемся еще и потому, что это важная журналистская победа нашей коллеги в Казани Светланы Брайловской - во многом благодаря ее настойчивости и авторитету "РГ" удалось перебороть равнодушное "не значится". Президент Татарстана Рустам Минниханов счел необходимым отметить это на официальной церемонии и поблагодарил за ту важную работу, которую сообща ведут поисковики, журналисты и сотрудники музеев.

Ведь о своей возможной награде, которая осталась не врученной с лета 1944 года, бывший сержант Сыраев догадывался. И даже обращался в местный военкомат с письменным запросом.  Оттуда бумагу переправили в военный архив и на том успокоились.  Спустя время из архива сообщили, что ничем помочь не могут:  награждения такого не нашли. А вот Светлана Брайловская и ее друзья-поисковики, сотрудники местного музея нужный документ отыскали. И убедили ветерана, что это не чья-то, а именно его, Фатхула Сыраева, боевая награда. 

Казань в который раз дает пример уважительного отношения к ветеранам войны. Тут не отнять, не убавить. Но когда поднимаешь глаза выше и пытаешься проследить всю цепочку - от райвоенкомата до Минобороны и его архива в Подольске - закипает досада: неужели раньше нельзя было такую ошибку исправить?! Вникнуть в ситуацию, разобраться в буквах и принять единственно возможное решение - вручить ветерану орден, которым именно он, а не кто-то другой, был награжден 72 года назад.

Вот почему вместе с поздравлениями Фатхулу Сыраеву было бы уместно, на мой взгляд, принести наши сыновние извинения ему, его родным, а также тем участникам войны, что оказались в схожей ситуации: могли, но до сих пор не получили заслуженных наград. Эти слова мы адресуем сегодня фронтовикам Борису Федоровичу Скороходу (91 год, город Стерлитамак, Республика Башкирия) и Николаю Васильевичу Попову (92 года, Киров). Обнаруженные в этом году их фронтовые награды - орден Славы III степени, медаль "За отвагу" и документы к ним из Москвы, как уверяют, давно отправлены. Но все еще в пути…

Когда придут, мы сообщим в разделе "Звезды Победы" на сайте "РГ". И расскажем о других героях, что жили и живут рядом с нами. 

Подготовил Александр Емельяненков