Победители и проигравшие: Кому и что сулят результаты выборов в США

Республиканец Дональд Трамп одержал сенсационную победу на выборах президента США 8 ноября. Разбираемся, для кого этот сюрприз стал приятным, а кому впору рвать волосы на голове.

Победители

Окружение Трампа

На заре предвыборной кампании шансы бизнесмена оценивались как нулевые. Его экстравагантные заявления не редко шокировали Америку и все мировое сообщество. А многочисленные скандалы вокруг него грозили стать несмываемым пятном на репутации всех, кто находился рядом с ним. Поэтому публично поддержать Дональда Трампа или работать в его предвыборном штабе было немалым риском, на это решались редкие политики. Ставка была рискованной, но окупила себя с лихвой. Вовремя запрыгнувшие в поезд Трампа могут рассчитывать на стремительный карьерный взлет.

Среди них - губернатор Индианы Майкл Пенс, который станет вице-президентом США. А эксперты не исключают, что получив опыт и укрепив имидж, он станет одной из самых влиятельных фигур республиканской партии и в будущем может попробовать силы и в президентской гонке.

Мало кому известный всего год назад сенатор из Алабамы Джефф Сэйшнс одним из первых поддержал Трампа и стал советником его кампании по вопросам национальной безопасности. Теперь его считают одним из основных претендентов на должность министра обороны.

Взлет Трампа возвращает на политическую арену бывшего мэра Нью-Йорка Рудольфа Джулиани, бывшего спикера палаты представителей Ньюта Гингрича, которого СМИ называют возможным госсекретарем США, губернатора Нью-Джерси Криса Кристи. Все они поддержали бизнесмена еще до его победы на праймериз.

Белая Америка

После выборов 2012 года эксперты писали некрологи республиканской партии, указывая на то, что ее опора только на консервативных белых избирателей - путь в политическое небытие. Демография Америки неумолимо меняется, цветные меньшинства - все большая часть населения и, соответственно, электората. Согласно прогнозу Pew Research Center, к середине столетия белые будут составлять 46 процентов населения, латиноамериканцы - 24 процента, темнокожие - 13 процентов, выходцы из Азии - 14 процентов.

В условиях, когда белые избиратели разделены между демократами и республиканцами примерно пополам, поддержка меньшинств считалась ключевой. Сегодня подавляющее большинство цветных меньшинств, в основном менее состоятельных, чем белые американцы, голосует за демократов, которые выступают за дополнительную социальную нагрузку на государство. Согласно экзит-поллам, Клинтон поддержали 74 процента национальных меньшинств.

Победа Трампа показала, как в погоне за меньшинствами можно потерять большинство. Из тех, кто проголосовал за Трампа - 87 процентов - белые. Сегодня белые избиратели все еще составляют около 70 процентов электората. И относительно небольшой сдвиг в этой группе перекрыл все преимущество Клинтон среди национальных меньшинств. Белый рабочий класс в штатах так называемого Ржавого пояса не простил демократам того, что в погоне за растущими слоями населения про него забыли. До 70-ых годов прошлого столетия эти регионы были центром американской тяжелой промышленности. Наступившая за этим эпоха глобализации привела к упадку, выведению предприятий за рубеж, где рабочая сила дешевле, массовому сокращению рабочих мест, которые Трамп обещает восстановить. Именно здесь Клинтон проиграла выборы - в Висконсине и Пенсильвании, с 1992 года голосовавших за демократов, но в этот раз окрасившихся в красный республиканский цвет. Она уступила Трампу белый рабочий класс с оглушительной разницей в 48 процентов.

В долгосрочной перспективе с демографией, конечно, придется считаться, но сегодня списывать белую Америку со счетов еще рано.

Американские военные

"Многие сравнивают этот день с днем, когда был ликвидирован Усама бен Ладен, - так прокомментировал результаты выборов один из американских офицеров газете The Hill. - Солдаты чувствуют, что Трамп позаботится о них и исправит все, что они считают неправильным об армии".

Если в общенациональных опросах Клинтон в среднем опережала Трампа, то среди военных он был безусловным фаворитом. По исследованию Military Times, его поддерживали 41 процент служащих, а Клинтон только 21 процент. Согласно исследованиям, опыт последних лет отбил у военных охоту заниматься строительством демократии на Ближнем Востоке - а это как раз то, за что последовательно выступала Хиллари Клинтон. Сегодня американские служащие считают, что США стоит сконцентрироваться только на борьбе с терроризмом и на решении собственных проблем, а не вливать военные и финансовые ресурсы на продвижение своих ценностей за рубежом. Именно эту позицию занимает Трамп.

Оружейное лобби

В последние годы в Америке обострилась дискуссия о свободном обороте оружия. Каждый случай массового расстрела людей сопровождался волной призывов ввести ограничения. Новое звучание эта тема получила после того, как в Сан-Бернардино исполнителями массовых расстрелов оказались сторонники террористов. Администрация Барака Обамы пыталась добиться ограничений на продажи автоматического оружия, но лобби оружейных производителей удавалось блокировать эти инициативы.

С Трампом оружейники могут спать спокойно. После каждого случая гибели людей в результате стрельбы в общественных местах он настаивал: "Будь у них оружие, они сумели бы себя защитить". "Голосование - это мощный сигнал: Наши права на оружие - не предмет для торга!" - так прокомментировали избрание Трампа в Национальной ассоциации стрелкового оружия.

Профессор Алан Лихтман

Профессор Лихтман разработал собственную систему предсказания итогов выборов, которая опирается не на сиюминутные результаты опросов общественного мнения, а оценивает широкий исторический контекст через специальные индикаторы - ответы на тринадцать вопросов. Лихтман приобрел широкую известность, безошибочно предсказывая исход президентских выборов в США с 1984 года. И в отличие от всех социологических исследований его модель предсказывала победу Дональда Трампа. В копилку Лихтмана плюс один.

В серой зоне

Разделенные штаты Америки

Позади ожесточенная и полная агрессии предвыборная кампания, которая, по единогласному мнению экспертов, продемонстрировала глубочайший раскол в американском обществе.
С одной стороны - культурные элиты и национальные меньшинства, сконцентрированные в мегаполисах прибрежных районов и поддерживающие либеральные ценности, социальную роль государства. С другой - более консервативное население в сельской местности. Особенно наглядно это смотрелось в ходе подведения итогов выборов президента на картах штатов, раскрашенных в зависимости от имени победителя по округам: островки синего цвета демократов с центрами в крупных мегаполисах, окруженные красным республиканским морем загородных районов.

Феномен такой поляризации американского общества позволяет экспертам говорить о существовании двух практически не пересекающихся Америк. А в ходе предвыборной кампании в СМИ стали не редкими заголовки о "Разделенных штатах Америки".

"Выборы практически стали культурной гражданской войной между двумя Америками", - считает обозреватель журнала The Atlantic Рональд Браунштейн. Определенный оптимизм внушает то, что и победитель, и побежденные это осознают, и в своих заявлениях призвали залечить раны и объединить американское общество. Но привести полярно противоположные интересы этих групп к единому знаменателю на практике будет куда труднее.

Директор ФБР

Сложно избавиться от мыслей о том, как бы сложились выборы, если бы не ФБР. За 11 дней до выборов, когда Трамп тонул в скандалах вокруг домогательств к женщинам, а преимущество Клинтон в опросах доходило до двухзначного, директор ФБР Джеймс Коми потряс политический истеблишмент заявлением о том, что его ведомство возобновляет следствие по "почтовому скандалу" Клинтон. Очередной удар по и ее без того слабой репутации, который к тому же наконец отвлек внимание общественности от скандалов вокруг Трампа. За считанные дни разница между кандидатами сократилась до статистической погрешности. Демократы обвиняли ФБР в политической подножке Клинтон и попытке повлиять на выборы. А после того, как за день до выборов Коми заявил, что ничего существенного не нашлось и обвинений против нее выдвигать не будут, их подозрения только укрепились. Ведь на восстановление потерь у Клинтон времени уже не было.

Победа Трампа показала, как в погоне за меньшинствами можно потерять большинство

После сенсационной победы Трампа всем было не до Коми. Но когда эмоции улягутся, можно не сомневаться, что демократы вспомнят о роли директора ФБР, который стал их "врагом номер один". Трамп, которому возобновление следствия сыграло на руку, приветствовал это решение, как и большинство республиканцев, считающих, что Клинтон небрежно обращалась с секретной информацией. Но ранее он неоднократно критиковал директора ФБР за то, что его ведомство решило не выдвигать обвинений против Клинтон.

Проигравшие

Президент Барак Обама

Победа Трампа ставит под угрозу многое из наследия, которое рассчитывал оставить после себя Обама. Трамп обещал отменить реформу здравоохранения - столп внутриполитических достижений действующего президента, даже условно носящий его имя: Obamacare. Республиканец выступал против участия США в крупнейшем торговом соглашении - Транстихоокеанском партнерстве, а также против сделки по ядерной программе Ирана. Это в числе главных внешнеполитических достижений Обамы. А контроль республиканцев над обеими палатами конгресса дает Трампу дополнительные рычаги.

Президент эту угрозу понимал, а потому бросил весь свой политический вес в пользу Клинтон, которая должна была сохранить это хрупкое наследие. В последний месяц он выступал на митингах за нее по несколько раз в неделю. Не помогло.

Ее поражение сложно назвать его ошибкой. Обама считается популярным президентом и его рейтинг на закате второго срока достиг максимальных значений за все восемь лет у власти, а митинги с ним неизменно собирали большие толпы. Но в бюллетенях был не Обама, а Клинтон.

Истеблишмент

Отторжение Трампа политической верхушкой США было беспрецедентным для кандидата одной из двух основных партий. Ему противостояли не только демократы - бизнесмена отказывалась поддерживать и многие политики выдвинувшей его республиканской партии, возмущенные его поляризующей риторикой. С редакционными статьями против него выступило абсолютное большинство американских СМИ, поддерживающих как демократов, так и республиканцев, уверяя, что Трамп в принципе непригоден для высшей должности страны.

Американский народ все это проигнорировал. Почему? По данным исследования Reuters/Ipsos, проведенного в день голосования, 75 процентов респондентов заявили, что "Америке нужен сильный лидер, который отберет эту страну обратно от богатых и наделенных властью", 72 процента согласны с тем, что "американская экономика заточена под нужды денежных мешков и политиков", 68 процентов считают, что политическим партиям наплевать на их проблемы. А 76 процентов считают, что "СМИ заинтересованы в том, чтобы зарабатывать деньги, а не сообщать правду". Разочарование истеблишментом и недоверие к нему налицо.

Политтехнологии

Трамп нарушил все мыслимые и немыслимые правила ведения предвыборной кампании в США. А с учетом его победы, наверное правильнее говорить, что переписал их заново. И дело не только в резонансных политических заявлениях, окружавших его скандалах или агрессивном тоне. Трамп практически не тратил деньги на дорогостоящую телевизионную агитацию - а это основная статья расходов любого предвыборного штаба. Его сеть активистов на местах была в несколько раз меньше, чем у Клинтон. Трамп отказался публиковать налоговую декларацию.

Клинтон делала все по учебнику. Собрала больше средств спонсоров и пожертвований. Развернула мощную сеть активистов и использовала сложные базы данных избирателей для точечной работы. Выиграла дебаты.

Но холодные расчеты были сметены цунами эмоций рядовых американцев, разочарованных в правящем классе. Трампа недооценивали раз за разом. Ему предсказывали поражение на праймериз. Потом на выборах.

Ошиблись все.

То, что организованная и следовавшая всем правилам Клинтон проиграла такому сопернику, заставит местных политтехнологов всерьез пересмотреть свои рецепты.

Нелегальные мигранты

Сторонники либерализации миграционного законодательства могут спрятать подальше свои планы и предложения на ближайшие четыре года. А проблема для США острая. В стране около 12 миллионов нелегальных мигрантов.

Трамп в ходе предвыборной кампании обещал всех их депортировать едва ли не в первый день своего президентства и построить на границе с Мексикой стену для пресечения потока новых мигрантов. Будет ли он пытаться реализовывать эти лозунги на практике - пока не ясно, но на смягчение законов для мигрантов рассчитывать не приходится.

Центры изучения общественного мнения и СМИ

В среду авторам соцопросов и СМИ не оставалось ничего, как посыпать головы пеплом и скорбеть на похоронах своей репутации. "Крупнейший политический шок на памяти поколения", - резюмирует газета The Hill.

Победу Трампа не предсказывал никто. Все без исключения топовые соцопросы предрекали триумф Клинтон, многие с большим отрывом. А полагающиеся на их результаты СМИ не менее массово вбивали в головы избирателей мысль, что шансов у Трампа практически нет. Что говорить, если поражение Трампа предсказывали даже статистически модели его собственного штаба и национального комитета республиканцев, как призналась во вторник глава аппарата комитета Кэти Уолш.

Все они сели в лужу, не уловив тектонических сдвигов, прежде всего в Висконсине и Пенсильвании.